Ансамбль куполов Троице-Сергиевой Лавры

 

Монастырь в Сергиевом Посаде вновь носит свое старое название: Свято-Троицкая Сергиева лавра

Александру Пушкину, русскому национальному поэту, принадлежит высказывание: «Мы обязаны монахам тем, что имеем историю, а, следовательно, и культуру». Это замечание справедливо для всего европейского Средневековья, но сказал это Пушкин, естественно, о России.

Монашество знают многие религии. Его принципом является полное отречение от мирской жизни во имя служению Богу. Оно может выражаться и в индивидуальной, и в коллективной изоляции от мира, а первоначальной его формой в христианстве было отшель­ничество.

Сергий Радонежский, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, был отшельником. В миру его звали Варфоломей Кириллович, на двадцать третьем году жизни он ушел вместе с братом Степаном в Радонежский лес и основал здесь пустынь.

Другие отшельники старались селиться поближе к нему, и в конце концов в 1337 году близ города Радонеж возникла хорошо известная на Руси своими благими делами монастырская община, своего рода духовный центр государства. Близкий к Дмитрию Донскому, Сергий Радонежский активно поддерживал национально-освободительную политику князя.

К концу XIX века Сергиев Посад превратился в настоящий город, куда устремлялись не только простые паломники, но и сильные мира сего.

Историческое место

По периметру монастырь обнесен стеной. Он играл важную политическую роль в тяжелые для России времена и располагал колоссальной собственностью.

Вид на Успенский собор с центральным золотым и четырьмя голубыми куполами.

Близ монастыря было примерно 2700 поселений, где в дореформенное время проживало 108 000 крепостных. В 1919 году Советы расформировали монастырь, а на его территории открыли историко-художественный музей-заповедник. В 1930 году Сергиев Посад был назван Загорском, в честь погибшего большевика Владимира Загорского. Сегодня городу возвращено прежнее имя. Свои духовые функции Троице-Сергиева лавра вновь начала отправлять в конце Второй мировой войны. Одно время здесь была резиденция Московского митрополита.

Свято-Троицкая Сергеева лавра занимает обширную территорию. В Казначейском корпусе находится Историко-архитектурный музей. Внимание туристов привлекают Царские чертоги с церковью Покрова Божией Матери, Митрополичьи покои, Больничные палаты, Троицкий и Успенский соборы, классный корпус Духовной академии, многочисленные башни, но в первую очередь — место захоронения Сергия Радонежского.

Троицкий собор был построен в 1422-1423 годах в форме четырех-столпного увенчанного куполом здания с тремя апсидами, сложенными из белого тесаного камня. Само здание невелико, однако производит сильное впечатление своей монументальностью. На стенах сохранились фрагменты средневековых фресок.

Гордость монастыря — фрески Андрея Рублева, который расписывал Троицкий собор в Сергиевом Посаде в 1425-1427 годах. Заданный язык форм, унаследованный от византийских образцов, он сумел наполнить движением раннего реализма. Работал он также и в книжной живописи, но вершина его творчества — иконопись в классическом понимании этого слова.

Иконопись XVI века.

Успенский собор, другая большая церковь Троице-Сергиевой лавры, был построен в 1554 году по приказу Ивана IV Грозного. Он сам участвовал в закладке собора. Архитектурным прообразом послужил Успенский собор Московского кремля. На какое-то время строи­тельные работы замерли и продолжились только в 1585 году на средства, пожертвованные лично царем незадолго до кончины (он умер в 1584 году). Вероятно, таким образом, он надеялся купить для себя спасение души.

В лазури и золоте

Успенский собор венчают пять куполов. Согласно русской традиции они символизируют Спасителя и четырех авторов Евангелия: Матфея, Марка, Луку и Иоанна. Купола имеют форму луковиц, центральный позолочен, остальные синего цвета с золотыми звездами. Внутреннее пространство собора славится замечательными фресками, выполненными во второй половине XVII века мастерами ярославской школы.

 

Позади собора есть колокольня, одна из самых высоких и красивых в России. Ее шесть поставленных друг на друга ярусов, постепенно убывают кверху; звуковые окна огромных размеров придают башне известную легкость, несмотря не ее высоту, толщину и довольно темную окраску наружных стен.

Вид на колокольню Успенского собора.

 «Этому монастырю, — писал в XVII веке известный путешественник Алеппо, — нет равных ни в стране  московитов, ни во всем мире». Не стоит принимать это безоговорочно. Однако архитектурный ранг монастырского комплекса несомненен.

Рядом с монастырем стоят церкви, купола которых очень похожи на купола соборов Московского Кремля.

СООБЩЕНИЕ:

По трассе М8 (Ярославское шоссе). Из Москвы лучше всего ехать в составе организованной автобусной экскурсии.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Обычно ежедневно с 8.00 до 20.00. Во время богослужений туристам вход в храмы воспрещен.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского.