«Штеффи» как символ

Венский кафедральный собор Святого Стефана – самое торжественное в мире церковное помещение

Вена — это город в стиле барокко. Все имеющиеся здесь дворцы и почти все культовые строения демонстрируют эстетические одежды противников Реформации Готическая архитектура, которую можно встретить в других городах Средней и Западной Европы, в Вене отсутствует. Исключение составляют два строения: церковь дунайских моряков, посвященная Деве Марии, и собор Святого Стефана.

Самое большое культовое строение Вены нельзя не заметить. Это зеркало исторического развития города от Средних веков до настоящего времени. Его башня, которую жители Вены называют «Штеффи», стала символом города.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

«О  господи, мои зубы!» полуфигура страдающего Христа,  созданная после 1410 года. Если верить легенде, эта полуфигура могла наказать насмешников зубной болью. Испросившие прощения от боли  избавлялись.

Собор Святого Стефана стоит на месте древней языческой святыни, которая была заменена капеллой после обращения к христианству. Строительство здания было начато епископом Регинмаром из Пассау. Планировалось возвести только епископскую церковь, однако ее размеры явно свидетельствовали о том, что тщеславие Регинмара простиралось гораздо дальше. Освящение собора состоялось в 1147 году, а свое название он получил по имени папы.

 

Возведение в статус епископского собора

Венский готический кафедральный собор стоит в центре города, со всех сторон его окружают оживленные площадиПервоначально собор представлял собой трехнефовую базилику с выступающим трансептом. Его размеры соответствовали размерам романских кафедральных соборов. После пожара 1240 года собор начали отстраивать заново, но уже в готическом стиле. Сначала были возведены наружные стены зала, включающие романский трансепт, — новая церковь получилась изза этого намного шире, чем ее предшественница. Расширился и западный фасад — к нему были пристроены две капеллы.

Около 1430 года были возведены стены продольного нефа, а после 1440 года построена крыша. Строительство Южной башни началось около 1360 года, а завершено оно было в 1433 году чешским архитектором Гансом фон Прахатицем. Строительство Северной башни началось в середине XV века, но она так и осталась незавершенной. Возводились капеллы, устанавливались алтари. Во второй половине XV века собор, наконец, был построен. Одновременно исполнились давние мечты: благодаря своим внушительным размерам в 1439 году он получил статус кафедрального епископского собора.

 

Судный день перед вратами собора

Собор Святого Стефана принадлежит к самым выдающимся готическим церквам Европы. Монументальный портал на северозападном конце продольного нефа получил свое название от старого слова «Riestur», которое означает падающую решетку; оформление западной части выполнено в романском стиле — это дань первоначальной постройке. В нишах наружной стены портала стоят скульптуры святого Стефана, старца Самсона из Ветхого Завета, а также сидящего Судьи, свидетельствующего о том, что Страшный суд состоится непосредственно перед воротами в рай.

В интерьере собора выделяется сетчатый свод среднего нефа более позднего готического периода. Сильно профилированные колонны поддерживают балдахин. Зальный хоры имеют три нефа.

В соборе постоянно царят сумерки; венский архитектор-авангардист Адольф Лоос назвал собор «самым торжественным в мире церковным помещением».

 

Знаменитые захоронения

В соборе есть несколько шедевров готического искусства: кафедра с изображениями четырех евангелистов, высеченных из камня; под лестницей в ее нижней части можно увидеть автопортрет брюннского мастера Антона Пильграма. Он является и автором подножия органа 1513 года, среди резьбы спрятан еще один его автопортрет. Недалеко от кафедры находится так называемая Мадонна ссыльных, скульптура 1325 года, получившая свое название за то, что она якобы ПОМОГЛА служанке, несправедливо обвиненной в краже и сосланной на каторгу.

В хорах стоит фигура святого Кристофера, ее создал голландец Николас Герхерт из Лейдена. Святого Кристофера особо почитал император Фридрих II, подаривший собору роскошный алтарь; его могила находится здесь же. В соборе погребено множество государственных деятелей, в частности принц Евгений Савойский.

Из звонарной начинается лестница с 418 ступенями, ведущая на башню. Вид с ее смотровой площадки во многом зависит от погоды: в хорошую погоду на востоке можно видеть подножие Карпат, а на севере — Моравию.

Высота башни составляет 137 метров, а ее северного двойника — только 60 метров. Под Северной башней начинается вход в катакомбы — один из самых больших склепов, в котором находятся 15 саркофагов представителей Габсбургской династии. 

С 1953 года здесь хоронят также венских архиепископов.