Братиславский Град

Эта бывшая крепость, а позднее резиденция венгерских королей, веками считается до­минантой города.

 Силуэт града с его четырьмя башнями напоминает многим посетителям опрокинутый стол. Гордо возвышается он на скалистом выступе высотой 85 метров над уров­нем Дуная и лучшие времена его существования связаны с 18 веком, когда здесь время от време­ни бывала венгерская королева Мария Терезия.

Вид на крепость с высоты птичьего полета.

В прошлом уже кельты и позднее римляне за­селили гору града. Также и славяне, осознавая стратегическое положение этого места, в 9 веке строят здесь укрепленный населенный пункт с жилыми зданиями и крупным христианским костелом, фундамент которого хорошо видно в восточном дворе града.

 

Первое письменное упоминание о граде находим в Зальцбургской летописи 907-ого года, в которой сообщается о том, что баварцы потерпели поражение от венгерского войска у Брезалавшпруху. После поражения Великоморавской державы венгра­ми, славянская крепость включается в 11 веке в оборонительную систему молодого Венгерского королевства. Интенсивное строительство свя­зано с 13 веком, и ассоциируется со строитель­ством огромной жилой башни в романском стиле и несколькими сторожевыми башнями.

Сегодняшний вид град получил в 15 веке после того, как король Сигизмунд Люксембургский решил сделать его своей резиденцией.

Старая жилая башня была снесена, и на ее месте вырос большой готический дворец с четырьмя кры­льями, причем первоначальная сторожевая башня сохраняется и включается в комплекс нового здания.

Град продолжает укрепляться и со стороны города строятся новые, богато украшенные ворота (Ворота Сигизмунда), являющиеся до настоящего времени входом в град с восточной стороны.

Входные ворота к почетному двору кремлевского дворца.

Колодец под внутрен­ним двором града, до 18 века единственный источник питьевой воды для жителей града, также относится к 15 веку, и его дно на вызывающей уважение к средневековым строителям глубине 85 метров достигает уровня Дуная и подземных вод.

После кровавого поражения венгерской армии турками в сражении у Могача в 1526 году их держава расширяется за счет больших областей Венгрии.

Статуя св. Алжбеты, дочери венгерского короля Ондрея III. Ее обручение состоялось на граде в 1211 г. После смерти своего мужа она посвятила свою жизнь благотворительности и впоследствии была возведена в ранг святых.

Через короткое время Прешпорк провозглашается столицей страны, а с 1563 года и коронационным горо­дом, начинается перестройка града, который уже в это время не соответствовал высоким королевским требованиям. Разработка про­екта этой комплексной перестройки была по­ручена венскому придворному художнику и архитектору Пиетро Феррабоско, имя которого связано и с перестройкой венского Гофбурга.

С 1552 года большая башня юго-западного угла стала хранилищем коронационных регалий, используемых только во время коронаций в Домском соборе св. Мартина.

Коронационные регалии с короткими перерывами находились под строгим надзором в Коронационной башне до 1783 года.

 

«Кроме приездов королей, которые здесь бывали частыми гостями и о которых стоит вспомнить, град славен прежде всего тем, что дал убежище священной короне венгерского королевства и другим королевским сокровищам. Сокровища на хранение приняла башня, более прочная по сравнению с другими, смотрящая в сторону Австрии. Этот клад постоянно охраняет венгерский и немецкий солдаты с такой бдительностью, что больше уже и быть не может.»

 Матей Бел, 1736 г.

 

В 17 веке град, находящийся к тому времени в плохом состоянии, опять подверга­ется перестройке, в рамках которой строится новый этаж, три угловые башни и, в связи с угрозой со стороны турок, модернизируется и оборонительная система.

Последняя перестройка в барочную резиденцию относится к правлению Марии Терезии в 18 веке. Короле­ва обещает венгерскому сословию проводить больше времени в Венгрии. В связи с этим на­чинается перестройка в стиле барокко, чтобы выполнить потребности королевы в-парадных помещениях для официальных и торжествен­ных приемов. Внутренние помещения и их интерьеры отвечают духу времени в стиле рококо. К главному зданию со всех сторон до­страиваются небольшие здания. Великолеп­нейшее здание в виде нового дворца строится по проекту Ф. А. Гиллебрандта для любимой дочери Марии Терезии, Марии Кристины и ее мужа герцога Альберта Саксонско- Тешинского, ставшего венгерским королевским наместни­ком.

Дворец соединяется с восточной стеной и ориентируется своим фасадом на центр города. Здесь, наконец - то нашлось подходящее место для художественной коллекции герцога, уже тогда богатой.

С северной стороны появляются просторные парки в стиле барокко, крытый манеж и оранжерея.

Пребывание в граде таких вывокопоставленных жителей представляло для города большую честь, так как с их присут­ствием появляется в городе и шляхта, которая приглашает сюда многих музыкантов.

Золотой век города длится недолго. Реформатор Иосиф Второй, сын и преемник Марии Терезии, по­велевает в 1783 году перенести органы государственного управления опять в Будин.

Герцог Альберт Саксонско-Тешинский также покидает город. Вместе с ним переносится и его всемирно известная коллекция произведений искусства, образующая сегодня основу коллекции гале­реи Альбертины в Вене.

Град на определенное время опустел и через год здесь основывается Генеральная духовная семинария, где учатся и многие будущие словацкие просветители. Но уже в 1802 году здесь располагаются войска, с чем связан в конечном итоге и упадок града.

Град еще сумел сопротивляться французской осаде в 1805 и 1809 годах, его конец связан с 1811 годом, когда по вине военного гарнизона здесь разгорелся большой пожар, уничтоживший весь комплекс зданий града и расширившийся в его окрестности. После пожара град был предан забвению.

Следующие 150 лет он остается в руинах, которые со временем все больше разрушаются. Рухнули перекрытия этажей, появились проекты снесения града.

После II-ой мировой  войны, в результате долгих дискуссий, принимается решение реконструировать замок. С 1953 года начинаются исследовательские работы, а позже и строительство.

Сегодня в граде размещены экспозиции Словацкого национального музея и официальные представительские помещения Словацкого Национального Совета.

Продолжа­ются строительные и реставрационные работы, обещающие вернуть граду его прежний, до возникновения пожара, вид.

Коронационная башня 13 века является самой старинной частью града. Веками здесь хранились венгерские коронационные регалии.