Чудо Византии

Собор Святой Софии в Стамбуле – самая большая  церковь Римской империи

Собор Святой Софии в сегодняшнем Стамбуле был самой крупной церковью периода поздней Римской империи и периода раннего Средневековья. Задолго до этого времени на месте Стамбула и его окрестностей была колония с центром в древнем городе Византии. Благодаря своему идеальному положению (на европейском берегу пролива Босфор) она быстро превратилась в крупный торговый центр, стала зажиточной и привлекательной.

При распаде Римской империи в ее восточной части образовалась новая империя — Византия. Ее населяли греки, сирийцы, армяне и другие народности. Господствующим языком был греческий. Наивысшего расцвета она достигла в VI веке при императоре Юстиниане I. Однако еще раньше, в IV веке, император Константин Великий велел построить на месте старого Византия город, названный в его честь Константинополем.

 Он был первым римским императором, официально признавшим христианство (в 313 году и поэтому  издал эдикт о предоставлении свободы вероисповедания всем религиям, включая христианскую). Константинополь стал признанным центром религиозной жизни.

Церковь для коронаций

Собор Святой Софии был главным собором патриархов Константинополя. В нем проходили коронации императоров вплоть до завоевания города турками в .1453 году. Первые проекты относятся к периоду царствования Константина Великого, сыновья которого распорядились начать строительство. Возведение главного здания на развалинах храма Аполлона было завершено к 360 году, а в 381 году в нем уже заседал Вселенский собор. Затем собор был подожжен, но в 415 году вновь восстановлен и еще раз освящен. В январе 532 года, во время так называемого восстания «Ника!» («Побеждай!»), народного бунта против фискальной политики императора Юстиниана I, подавленного полководцем Белизаром, собор Святой Софии подвергся разрушению.

Наказав виновников, Юстиниан I потребовал восстановить храм, изменив его архитектуру. Нам известны имена архитекторов: Исидор из Милета и некий Анфимий. На строительстве были заняты тысячи рабочих, необходимый материал добывали в мраморных каменоломнях, где в свое время добывали камень для строительства античных храмов в Афинах, Дельфах и Эфессе. Строительство продолжалось почти шесть лет. На Рождество 537 года новый собор был освящен патриархом Менасом.

В переводе с греческого Святая София означает «святая мудрость». В широком смысле это можно толковать как духовное начало христианства. Следует также вспомнить о святой Софии, римской великой мученице, погибшей за веру при императоре Диоклетиане, который был непосредственным предшественником Константина Великого. В легендах она выступает под латинизированным именем Сапенция, на иконах ее часто изображают с пальмой и книгой в руках.

Разграбление рыцарями

Собор, построенный при Юстиниане I, в основном сохранился, однако ему не удалось избежать повреждений. В 558 году, во время сильнейшего землетрясения, обрушился купол, и его пришлось заменить. Разрушения были и во время землетрясения 986 года. В 1204 году во время четвертого крестового похода, имевшего целью не столько освобождение Иерусалима, сколько разграбление богатого города Константинополя, европейские рыцари захватили хранящиеся в соборе предметы культа, выполненные из драгоценных металлов. Однако и в период существования Латинской империи (1204-1261) собор оставался главным храмом христиан. Непосредственно в нем работали около 600 человек, в том числе 80 священников, 150 дьяконов, 40 дьяконисс, 60 подьячих, 160 чтецов, 25 певцов и 75 привратников.

Значительные изменения последовали после взятия Константинополя султаном Мехмедом Завоевателем. Собор Святой Софии стал турецкой мечетью. Христианское убранство было заменено исламским, дополнительно к собору были пристроены четыре минарета.

Во времена Османской империи собор Святой Софии был превращен в мечеть, и к нему пристроили четыре минарета.

В таком состоянии Святая София прожила четыре века, пока революция Кемаля Ататюрка не превратила Турцию в светское государство. В 1934 году собор Святой Софии был превращен в музей.

Внутренний вид собора с многочисленными галереями.

Собор представляет собой строение, напоминающее прямоугольную базилику, причем неф проходит через два полукупола, примыкающих к центральному куполу; поддерживаются они системой дополнительных полукуполов. С северной и южной сторон собора расположены двухъярусные галереи. В стенах много окон, купол диаметром 33 метра при общей высоте 56 метров также поддерживается оконной галереей, что создает впечатление парящей в воздухе главы. Именно это делает собор исключительным сооружением.

Христианские предметы искусства, инкрустации и мозаики, некоторые из которых относятся к IX веку, бережно восстановлены. Изображения библейских героев и римских церковных князей относятся к знаменательным произведениям византийского изобразительного искусства.

Фигура Христа, изображенного на византийской мозаике.

 

СООБЩЕНИЕ:

От международного аэропорта в Стамбуле.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Как правило, с 9.30 до 18.30.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Христианские произведения искусства IX века.