Главная резиденция францисканцев

В монастырской церкви Сан-Франческо в Ассизи покоятся мощи преподобного Франциска

Они называли его «роvегеllо», бедным, однако после его смерти построили в его честь одну из самых великолепных и богато украшенных церквей мира. Франциск из Ассизи, сын богатого торговца сукном, родился в 1181 году в провинции Умбрия. Несмотря на блестящее будущее, он отрекся от всех земных благ и с благословения Папы основал в 1209 году орден нищенствующих монахов, который быстро начал пользоваться успехом. Кроме миссионерской деятельности высшими целями ордена были отказ от роскоши, а также уход за больными и угнетенными людьми.

После миссионерских поездок по Южной Франции и Египту Франциск вернулся в Ассизи, отказался от собственного дома и жил в домах и приютах, которые зажиточные граждане передавали ордену. Уже почти ослепший, он написал в саду Сан-Дамиано «Песню солнцу», одно из первых стихотворений на итальянском языке. В момент своей смерти 3 октября 1226 года у него не было совершенно ничего, и он умер, вытянувшись нагишом на каменном полу.

Нижняя и Верхняя церкви

Зачем же было необходимо строить такую церковь? Почему ее должны были расписывать лучшие художники того времени? Уже через два года после смерти Франциска и через день после его канонизации 17 июля 1128 года начались работы по строительству Божьего храма, который не должен был стать ни монастырем, ни богадельней, — планировалось построить церковь для захоронений. Сам Франциск выбрал для своего вечного успокоения «Холм ада», поскольку это место напоминало о страданиях Христа на Голгофе. В 1230 году его мощи были перенесены во вновь отстроенную церковь.

Огромное здание монастыря расположено на холме над широкой долиной.

С архитектурной точки зрения в Средние века эта церковь считалась чудом света, поскольку друг над другом были построены сразу две роскошные церкви. Эта идея приписывалась любимому брату святого Элии Кортоне. Если в Нижней церкви(1228-1230 годы) в средокрестии, нефе и в мощных ребрах, поддерживающих купол, заметно проявление романского стиля, характерного для культовых построек эпохи раннего христианства, то Верхняя церковь (1230-1253 годы) возводилась как зальная с одним нефом, то есть здесь сказалось влияние готического стиля, и прежде всего часовни Сент-Шапель в Париже.

Внутренний вид верхней церкви.

Монастырский комплекс в Ассизи представляет собой самый значительный худождественный комплекс XIII—XIV веков в Италии. Обе церкви расписаны великолепными фресками, выполненными художниками Чимабуэ, Джотто, Пьетро Ло-ренцетти и Симоне Мартини. Прежде всего это фрески 25-летнего Джотто в Верхней церкви, созданные между 1296 и 1304 годами, которые уже в то время считались сенсацией. Житие святого Франциска передано в 28 эпизодах. Художник создал здесь не только новую пластику. Лица его фигур носят индивидуальные черты, а ландшафт гармонирует с изображенной сценой.

ЮНЕСКО объявило эти фрески достоянием мировой культуры.

Джотто ди Бондоне написал в 1295-1300 годах картину «Святой Франциск является братьям в Арлесе». Фреска украшает южную стену нефа ВерхнейЦеркви.

Разрушение фресок

1997 год был годом, который в Ассизи не забудут никогда, потому что 26 сентября провинции Умбрию и Мархию потрясли два мощных подземных толчка. Обрушилась часть Верхней церкви, четыре человека погибли под ее развалинами, а 200 квадратных метров фресок были разрушены. На то время в стране было около 50 тысяч бездомных, однако внимание мировой общественности было привлечено к архитектурному чуду. Сейчас в Нижней церкви установлен простой каменный саркофаг с мощами святого Франциска, который явился предметом паломничества миллионов людей со всего мира. На протяжении нескольких столетий гроб святого Франциска считался утраченным, пока его не обнаружили замурованным в крипте Нижней церкви.

СООБЩЕНИЕ:

Город Ассизи расположен приблизительно на одинаковом расстоянии от аэропортов Рима, Флоренции и Римини. Далее на машине по автобану и шоссе.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Как правило, ежедневно с 7.00 до 19.00.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Фрески в Нижней и Верхней церквах.