Господин из обожженного кирпича в Южной Ютландии

Домский собор в Рибе сохранился лучше всех романских храмов Дании

Ирония судьбы: средневековый Рибе в своих торговых связях полностью привязал себя к Нидерландам, даже искусство свое сориентировал на тамошний лад и вкусы. Но затем в XVII столетии, когда Рибе был процветающим торговым городом, море у его берегов внезапно обмелело, и Рибе утратил свое значение. Совсем как Брюгге, чью судьбу тоже определили иловые наносы.

Но не было бы счастья, да несчастье помогло: оба города сохранили свой средневековый облик — просто из-за отсутствия денег на снос и обновление. Однако, если в Брюгге процветал оживленный рынок и все подчинялось торговле с соседними странами, в Рибе остался всего лишь один господин: кафедральный собор, возвышавшийся над лачугами бедняков и аристократическими особняками. Он до сих пор оглушает, как удар литавр. Он воплощает могущество. Это каменный гигант среди болот.

Уже издалека на фоне равнинного ландшафта можно узнать Домский собор в Рибе по двум его мощнымбашням.

Из рейнского туфа

Примерно в 850 году Ансгар, «апостол Севера», основал в Рибе кирху, строить же собор начал предположительно епископ Элиас, родом из Фландрии, в 1150 году. На Рейне и на побережье Северного моря добывали рейнский туф, который вместе с ютландским гранитом послужил строительным материалом. К 1175 году уже были готовы апсиды, хор и поперечный неф, затем поставили балочное перекрытие для продольного нефа. Боковые нефы перекрыли романскими сводами. Над четвертым нефом легла самая необычная часть здания — ее накрыл большой купол из туфа.

Во времена короля Вальдемара внутреннее помещение собора под готическим влиянием обрело единые своды. Несмотря на такую корректировку стиля, храм в Рибе считается наиболее хорошо сохранившимся романским собором в Скандинавии. С Рибе началась Ре­формация в Дании. Между 1542 и 1561 годами под началом прибывшего сюда в качестве епископа Ганса Тавсена, последователя Мартина Лютера, город превратился в блестящий центр науки и искусства.

При Гансе Тавсене собор обрел новое лицо. Остатки богатой сокровищницы были переданы в дар королю. Боковые алтари вынесли. Единственное, что сохранилось от дореформенной эпохи, — это фигурная группа святого Йоргена, бронзовая купель, триумфальный крест и огромный канделябр на пять свечей, отлитый в конце XV века.

Купель времен Реформации.

Места для хоров поставил Ивар Мунх, последний католический епископ Рибе, чья гробница считается замечательным произведением датских творцов надгробных памятников Средневековья.

При короле Христиане IV, который правил в середине XVII века, храм основательно перестроили. Своеобразной репликой Ренессанса стал алтарь; кафедра и орган были сделаны в стиле барокко, а нарядные росписи сориентированы на модерн.

Проспект органа, построенный Йенсом Олуфсеном в 1633-1636 годах. Обе боковые башни были пристроены в 1653 году.

Представители знати всегда охотно жертвовали деньги на обновление собора, надеясь таким образом застолбить себе местечко на небесах. Прихожанам нравилось слушать в соборе органную музыку, свечи озаряли многочисленные портреты, которые и сегодня придают собору почти домашнюю атмосферу

Фреска на одном из пилонов продольного нефа с изображением апостолов Варфоломея и Андрея.

Особая роль Бюргерской башни

Впечатляет также и вид романских боковых нефов. Первое, что бросается в глаза при взгляде на здание собора, это его мощь. Собор украшают три разные башни; особую роль меж них играет Бюргерская башня.

В 1283 году обвалилась Северная лестничная башня. Ее отстроили заново, но уже не в прежнем виде; вместо нее появилась башня из обожженного кирпича, предназначенная служить укрытием населению.

В 1594 году решили отказаться от шпиля с кивером — его заменила четырехугольная балюстрада, все же в 1599 году сюда подвесили набатный колокол. Этот колокол предупредил жителей Рибе о роковом наводнении 1634 года, когда воды Северного моря хлынули на Соборную площадь.

С Бюргерской башни можно увидеть великолепную панораму зеленой низменности, простирающейся до самого моря. Такой же вид открывается и с другой башни, тосканского типа, завершением которой являются не колонны, а стены. Это дыхание южной жизни в северной Дании.

СООБЩЕНИЕ:

От Копенгагена по автотрассе, немного не доезжая Эсбьерга, затем 30 км к югу по проселку.   От аэропорта Эсбьерга. Железнодорожное сообщение.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

В летние месяцы, как правило, с 10.00 до 17.00, по воскресеньям - с 12.00 до 17.00. Зимой в основном с 11.00 до 16.00.

РЕКОМЕНДОВАНО К .ОСМОТРУ:

Росписи на колоннах периода высокого Средневековья.