Греческая Святая София

Фессалоники в греческой Македонии  играли значительную роль в эпоху раннего христианства

Фессалоники (Салоники) являются одним из самых больших городов Греции и столицей греческой Македонии. В IV веке до нашей эры македонский правитель Филипп II предпринял попытку создать всемирную империю, установив к 338 году гегемонию над Грецией. Его сын Александр, прозванный Великим, завоевал обширные территории, включающие все регионы восточной части Средиземного моря.

После смерти Александра могущественная империя распалась. Затем Македония стала римской провинцией, еще позже — отошла к Византии и туда устремились южнославянские племена. С XIV века она находилась под турецким игом. В настоящее время небольшая часть Македонии принадлежит Болгарии (Пиринский край), южная ее часть во владениях Греческой Республики (Эгейская Македония), а некогда югославская Македония стала самостоятельным государством.

Эгейская Македония — родина первых христианских общин в Европе. Два раза сюда приезжал апостол Павел, который даже переписывался с паствой. «Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими руками, как мы заповедовали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались», — писал он.

Цитируемое предложение взято из первого из двух посланий фессалоникийцам (Солунянам), потому что он направлялся именно туда. Известны даже точные даты: 49-50 и 59 годы. Город, тогда еще сравнительно молодое образование, был уже столицей Римской провинции Македонии. Фессалоники лежали на одном из самых важных торговых путей Римской империи Viа Еgnеtiа, который пролегал от Адриатики до Византии, а позднее до Константинополя.

Община, возвышенная визитом апостола Павла и его письмами, стала исходной точкой той миссионерской деятельности на Балканах, которой мы, в частности, обязаны появлением церковнославянского алфавита; равноапостольные Кирилл и Мефодий были священниками из Фессалоников.

Центральный портал собора Святой Софии с плоским куполом в центре строения

Османы были терпимыми

В VI веке при византийском императоре Юстиниане (527-565) город стал вторым по величине в восточной части Римской империи. Было построено много новых церквей. Город неоднократно подвергался вражеским осадам, сарацинам удалось даже захватить его и разграбить, за ними последовали норманны, венецианцы и крестоносцы. Однако в вопросах веры османские завоеватели проявляли определенную терпимость: христианам разрешалось исповедовать свою религию, хотя они составляли всего лишь четверть населения, то есть меньшинство. Более многочисленными были турки, примерно половину жителей составляли евреи. Долгое время существовало мнение, что христианство было изобретением евреев. Много позднее, в 1492 году, сюда переселилось еще 20 000 испанских евреев, которые нашли здесь свое прибежище. Они превратили Фессалоники в культурный и цветущий город.

Строительство купола в форме креста с тремя нефами

В 1917 году, то есть на пятый год после того, как город опять перешел к Греции, в его старой части разразился большой пожар. Он бушевал три дня и уничтожил около 10 000 зданий. Фессалоники нужно было восстанавливать заново. Все античные и средневековые архитектурные памятники, которые мы видим сегодня, пережили это несчастье, и в их числе известнейшие церкви города — Софии и Димитриоса.

Церковь Святой Софии представляет собой строение с куполом в форме креста и тремя нефами на почти квадратной горизонтальной основе. Построена она в VIII веке на месте старой церкви. Внешне она напоминает большой спокойный собор православных митрополитов. В церкви имеются многочисленные галереи, расположенные друг над другом, которые снаружи кажутся рядами окон. Образцом для нее послужило величественное здание храма Святой Софии в Константинополе, хотя купол здесь более плоский.

Вознесение Христа на большой мозаике купола IX века.

Если церковь Димитриоса была заново восстановлена в 1917 году, то в церкви Святой Софии сохранилась большая часть прежнего здания. А это, прежде всего мозаика. Она считается самой красивой в Фессалониках. Мозаика украшает орнаменты стен, создает грандиозные картинные комплексы внутри купола. Возникли они после окончания, так называемого, гонения на иконы (иконоборчества). Императоры Исаврийской династии одновременно с запретом иконопочитания активно конфисковывали церковное имущество. Это привело к преднамеренному разрушению многочисленных работ. Византийской живописи с ее особенной эстетикой грозило полное исчезновение.

Фрагмент мозаики «Богоматерь с ангелами»).

К счастью, страшного не случилось, о чем в полной мере свидетельствует церковь Святой Софии. На позолоченном фоне двенадцать апостолов вместе с Богоматерью и двумя ангелами по обеим сторонам образуют круг. Другие четыре ангела возносят Христа, восседающего на радуге в сиянии. Все произошло так, как апостол Павел писал жителям Фессалоников: «Но Господь верен, Он укрепит вас и оградит от зла».

СООБЩЕНИЕ:

От международного аэропорта в Фессалониках. По железной дороге или по автострадам из Афин и европейских стран. Паромное сообщение из Пирея.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Как правило, церковь открыта с 8.30 до 13.00 и с 15.30 до 19.30.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Мозаика VIII и IX веков.