Иезуитское барокко в Словении

Собор Святого Николая в Любляне поражает великолепным интерьером, проникнутым веселым нравом этой страны

Он хотел быть священником, но этому воспрепятствовал живший в нем гений: Андреа Поццо, автор проекта кафедрального собора Любляны» хотя и был иезуитом, сана священника не получил. Но слишком уж очевиден был его талант, чтобы орден выпустил его из рук. Поццо работал в Милане, Дубровнике и в кайзеровской Вене, своими постройками везде он утверждал римско-католическую веру.

Многогранный талант, Андреа Поццо появился на свет в 1642 году в Тренто. Будучи прирожденным художником, он снискал уважение и как живописец, и как театральный художник, и как теоретик искусства. В основном он работал в стиле иезуитского барокко и принес его в Словению в виде собора Святого Николая в Любляне. И по сей день высится в центре города это чудесное здание, чем-то напоминающее церковь Сант-Иньяцио в Риме, — именно ее считают вершиной творчества Поццо.

С высоты птичьего полета можно охватить взглядом весь собор с двумя его башнями и большим куполом.

Первое упоминание 1144 года

Италия и Словения вследствие своего географического положения родственны друг другу, и художественные веяния всегда легко пересекали границу между ними. Еще в самом начале новой эры римляне разбили здесь военный лагерь, получивший название в честь Юлии Эмоны. В VI веке это поселение разрушили гунны, а VII веке здесь, на берегу реки Любляника, осели славяне.

В 1144 году это место было впервые упомянуто в летописях как Лайбах, а в 1260 году здесь заложили город. В качестве столицы герцогства Крайна Любляна с 1276 гоlа попала под владычество Габсбургов и оставалась под ним более 600 лет, — если не считать короткого периода наполеоновского правления, в течение которого Любляна была столицей французской Иллирийской провинции.

Всегда под сенью собора

В 1918 году Любляна вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев, в 1945 году она стала столицей Федеральной республики Словения и, наконец, в 1991 году — метрополией независимого государства Словения. Долгий путь был пройден под стенами собора, который сегодня составляет столь же неотъемлемую часть городского пейзажа, как и возвышающийся над городом замок, как многочисленные фонтаны, мосты и кафе.

На том месте, где теперь стоит собор, уже в XIII веке существовала романская церковь, посвященная святому Николаю, покровителю рыбаков и мореплавателей. Здесь же в 1361 году был построен готический собор, но в XV веке его дотла сожгли турки. В начале XVIII столетия по инициативе братьев Дольникар, членов только что созданного сообщества деятелей науки и культуры Асаdеmia орегоsоrum, началось строительство церкви в стиле барокко, проект которой выполнил иезуит Андреа Поццо. В 1707 году собор был готов к освящению, однако купольное перекрытие появилось только в 1841 году. Из старой церкви сюда перевезли отделочный камень, также в новом соборе установили и статую скорбящей Богоматери.

Вид интерьера и алтаря собора Святого Николаяпостроенного в стиле барокко.

Отделка мрамором

Создается впечатление, что наполняющий радостью сердце ландшафт Словении с его тенистыми лесами, лугами и речками проник в церковь, отделанную розовым мрамором, искусной лепкой и скульптурой. В 1703-1723 годах храм был расписан живописными фресками по Сюжетам преданий о святом Николае; автор фресок — Джулио Квалио, уже известный тогда в Италии мастер-живописец. Между 1843 и 1844 годами Матей Лангус выполнил для алтаря иконы, воссоздающие сцены из жития святых заступников церкви и украсил купол сюжетами из жития Девы Марии. Расположенный в поперечном нефе (трансепте) алтарь Праздника Тела Христова — творение Франческо Робба, известнейшего скульптора Словении, который также прославился как автор проекта знаменитого фонтана перед ратушей.

Хоры в стиле модерн

Любителям искусства будет интересна резьба внутренней отделки, выполненная «главным архитектором» Любляны Йозефом Плечником. Ученик Отто Вагнера, он в 20-30-е годы минувшего столетия оказал столь сильное влияние своим лишенным вычурных завитушек стилем, что сегодня Любляна уже город не только барокко, но и модерна. Выполненные Плечником места для хоров в соборе и отделка кафедры дают пример его богатой фантазии. В 1996 году по случаю визита Папы Иоанна Павла II к собору были пристроены две новые башни.

Осмотрев собор, стоит побывать в Духовной семинарии, которая поражает своим гигантским порталом и внушительной фигурой Геркулеса. Настоящим сокровищем здесь является в первую очередь библиотека. Ее барочный интерьер до потолка покрыт иллюзорной росписью, являющей зрителю аллегории Теологии, Надежды и Любви.

Tu felix  Любляна. Счастлив этот город, в котором есть такой храм и такой храм-читальня!

СООБЩЕНИЕ:

От международного аэропорта города. Железнодорожные линии и автотрассы  из Италии и Австрии

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Как правило, ежедневно в течение всего дня; по средам с 12.00 до 15.00 закрыт. Во время богослужения осмотр запрещен. 

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Фрески работы Джулио Квалио в помещении собора.