Кафедральный собор для каждого

Епископская церковь Санкт-Руперт в ЗАЛЬЦБУРГЕ является выдающимся примером барочного искусства севернее Альп

Вероятно, самый известный элемент зальцбургского кафедрального собора находится за пределами его стен. Это лестница. Именно здесь ежегодно летом раздается жуткий крик о смерти. Это кричит главный персонаж древней английской игры, которую в 1991 году обработал австрийский поэт Гуго фон Гофмансталь. Вот уже более восьми столетий ее постановкой открывают зальцбургские фестивали. «Каждый человек» — это средневековая мистерия с подзаголовком «Игра о смерти богатого человека».

Кафедральный собор представляет для этой постановки соответствующие кулисы. Судите сами: великолепная церковь на берегу реки Зальцах, большое количество старинных зданий в стиле барокко и сам город, красота которого снискала поистине мировую славу. Своим экономическим благосостоянием Зальцбург обязан, в частности, минералу, входящему в его название.

 Комплекс кафедрального собора с внутренним двором, большим куполом и двумя башнями на центральном фасаде 

Вначале были монастыри

В конце VII века отпрыск знатной семьи с верхнего Рейна Руперт, который позднее был причислен к лику святых, основал два монастыря. Периодом их расцвета стал период барокко, когда правящие епископы стали проповедниками искусства. Достаточно сказать, что в Зальцбурге жили и работали фон Моцарт и его сын Вольфганг Амадей. Именно в конце XVIII века княжеский город и его кафедральный собор приняли современный вид.

История епископской церкви корнями уходит в глубокую древность. Уже в 774 году появилась ее первая предшественница — церковь святого Виргилия, священника из Ирландии, который был преемником святого Бонифация и миссионером в альпийском регионе.

Кафедральный собор несколько раз перестраивался, в том числе и из-за семи сильнейших пожаров; последний, восьмой, в 1598 году оказался особенно опустошительным. Архиепископ Вольф Дитрих фон Райтенау, один из влиятельнейших лиц в Зальцбурге, развил активную деятельность и распорядился полностью реконструировать здание.

Во время проведения земляных работ между 1956 и 1958 годами были обнаружены части романской крипты позднего периода: трехнефовый колонный зал примыкает на востоке к полукруглой апсиде.

Сохранилось и несколько деталей строительных конструкций, в частности, капитель с прекрасным кантом — еще в античном стиле это был излюбленный элемент украшения, завершающий колонну. От древних времен до нас дошла единственная готическая купель.

 Во время проведения Зальцбургского фестиваля. Постановка мистерии «Каждый человек» во внутреннем дворе перед центральным фасадом кафедрального собора 

Только 14 лет строительных работ

Вольф Дитрих фон Райтенау поручил Винченцо Скамоцци, одному из многочисленных итальянских странствующих архитекторов того времени, подготовить проект комплексной перестройки монастыря. Первый камень был заложен преемником Вольфа Дитриха фон Райтенау — Маркусом Зитткусом Хоэнемсом в 1624 году. Теперь строительными работами руководил другой итальянец, Сантино Солари. Он основательно пересмотрел планы Скамоцци и решил ориентироваться на лучшие образцы своей родины, и, прежде всего, на собор Святого Петра в Риме. Строительные работы в Зальцбурге  продолжались в общей сложности всего 14 лет. Это рекордно короткий срок для того времени.

Санкт-Руперт является церковью с куполом, двухэтажным фасадом и двумя башнями. Общая длина храма составляет 78 метров, ширина — 71 метр, высота главного нефа — 31 метр. Высота купола — 71 метр, а обеих башен — 78 метров. Вместительность около 10 000 человек.

Санкт-Руперт — это своеобразный пример адаптации итальянского барокко к культовым строениям севернее Альп. По его образцу было построено несколько церквей в Северной Германии.

Сантино Солари сознательно контрастно противопоставил друг другу отдельные части здания, например фасад из белого мрамора ясно противоречит наружным стенам и зоне хоров.

Продольный неф имеет тяжелые своды и вытянутые вверх боковые галереи. Между массивными двойными пилястрами расположены связанные друг с другом капеллы.

Свет, струящийся с высоты

В восточной части собора три полукруглые апсиды, расположенные в виде кленового листа. Над ними возвышается восьмиугольный купол. Лучи света, падающего сверху, зрительно выделяют этот участок, поскольку продольный неф погружен в полумрак. Внутри стены со­бора были покрыты тонкой штукатуркой, как это и предусматривал проект Сантино Солари. В соборе находится в общей сложности девять алтарей.

Во время последней войны Санкт-Руперт был сильно поврежден при воздушном налете. Купол собора обрушился. Восстановительные работы продолжались вплоть до 1959 года.

 Вид на своды большого купола с органом 

В собор ведут три портала, перед которыми стоят четыре фигуры. Это апостолы Петр и Павел, а также Виргилий и Руперт, покровители монастыря. Фигуры были созданы во второй половине XVII века, их размеры огромны.

Спокойно смотрят они на одетых в костюмы артистов, декламирующих у их ног куплеты из мистерии «Каждый человек» Гофмансталя. Кажется, что они властвуют над всей площадью Домплатц с ее дорогими кулисами.

СООБЩЕНИЕ:

Отличное железнодорожное и автодорожное сообщение по всем направлениям.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Как правило, церковь открыта целый день.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Средневековая мистерия «Каждый человек» на соборной площади.