Кафедральный собор вместо мечети

Кафедральный собор в СЕВИЛЬЕ отмечен влиянием ислама. Здесь похоронен Колумб

«Quiеn nо hа visto  Sevilla, nо hа visto  maravilla» — гласит старое изречение: кто не видел Севильи, тот не видел чуда. Этот большой город на юге Испании лежит в устье реки Гвадалквивир, из гавани которой когда-то отправились в свое путешествие корабли самых известных в мире мореплавателей Христофора Колумба и Фернана Магеллана. Любителям искусства город известен по работам художников Веласкеса и Мурильо, по поставленным здесь операм Моцарта, Россини и Бизе. Это место, открытое, вероятно, финикийцами, было крупным портом при Цезаре, столицей при вандалах и вестготах и опорным пунктом при господстве мавров.

В 1248 году в ходе Реконкисты город был завоеван Фердинандом III, который основал в Севилье свою резиденцию. Теперь Испания, включая Андалусию, центром которой и была Севилья, освободилась от мавров, и только Гранада до 1492 года оставалась мавританской. По случайному совпадению в том же году Колумб отправился в свое успешное путешествие.

В Севилье еще многое напоминает об исламском прошлом, по крайней мере, в архитектуре. Башня «Хиральда», своеобразный символ города, была ранее минаретом мечети, построенной в конце XII века. Победоносные христиане сделали ее церковью, а затем частично снесли, чтобы на этом месте воздвигнуть собор. Его строительство началось в 1407 году, а в 1507 году он был освящен

Собор с его прямоугольным комплексом выглядит как средневековая зальная церковь. Вид на южную сторону. Окна, галереи, пилястры и надстройки оживляют наружный фасад.

Однако задержимся еще у «Хиральды». Вопреки вашему представлению, это не женское имя, это название флюгера. Башня высотой 93 метра сужается к шпилю. В самой верхней её части — помещение для колоколов, без которых немыслим христианский собор. В начале XVII века колокола перенесли вниз в галерею. Согласно католической традиции, на Страстной неделе вместо колоколов используют матраку — деревянный корпус с трещотками, издающими зловещие звуки, соответствующие мрачному настроению.

Сумасшедшие архитекторы

Севильский собор относится к числу крупнейших христианских церквей. При этом имеются в виду не только его пространственные размеры, но и значение в качестве культурного памятника поздней готики. Горизонтальная проекция представляет собой пятинефную церковь с боковыми капеллами, задуманными для того, чтобы придел и поперечное строение не выходили за внешние стены, — здание имеет форму коробки. Его длина составляет 117 метров, ширина — 76 метров.

Боковые нефы возвышаются почти до уровня среднего нефа (40 метров), что характерно для зальных церквей поздней готики в Центральной Европе. Строители собора хотели, чтобы их приняли за сумасшедших, — это подлинные слова, сохранившиеся в летописи. Имена архитекторов известны, кроме фламандца работали два француза и, вероятно, один немец, некий Симон из Кёльна, который выдвинулся при строительстве собора в Бургосе. Предполагают, что им была спроектирована башня средокрестия.

Вид на колонны и потолок главного нефа высотой 56 метров.

Арабские двери

От исламского минарета осталась не только «Хиральда». Сохранились еще  несущие стены, что в значительной степени повлияло на внешний облик собора. Через старинный северный портал Пуэрта дель Пердон («Врата прощения») можно попасть в Патио де лос Нараньхос («Апельсиновый двор»), также сохранивший следы исламской традиции. Восьмиугольный колодец в центре двора — Мидха — предназначался когда-то для исламских ритуальных омовений.

Центральный вход — Пуэрта Майор — выходит на запад. Он расположен между Пуэрта дель Баутисмо («Врата крещения») и Пуэрта дель Насимьенто («Врата рождения»), и те и другие украшены многочисленными фигурами.

Свет попадает внутрь через огромное стрельчатое окно, состоящее из четырех частей. Под средокрестием размещаются хоры и главная капелла. Над алтарем пристроен громадный готический резной алтарь, над которым искусные мастера работали на протяжении восьмидесяти лет. В его центре стоит фигура Девы Марии, в честь которой и был назван собор. Фигура Девы Марии, покрытая серебром, окружена 45 резными фигурами, рассказывающими о Её жизни и о жизни Ее Сына Иисуса Христа.

В ризнице — Sасrista dе lоs Саlicеs — висят картины Гойи и Мурильо. Главный зал богато украшен. В соборе стоят гробницы испанских королей, начиная с Педро эль Круэл — Педро Жестокого, умершего в 1369 году. В центральном нефе, между главным порталом и хорами, похоронен Христофор Колумб.

Первоначально могила Колумба находилась в Гаване.  Незадолго до смерти мореплаватель вернулся в Севилью.  Его захоронение находится в соборе (справа в центре).

Все великолепие испанского прикладного искусства предстанет взгляду в один из боковых нефов.

СООБЩЕНИЕ:

От аэропорта Сан-Пабло, расположенного приблизительно в 5 километрах от центра города.

РЕЖИМ РАБОТЫ;

Башня «Хиральда» и кафедральный собор открыты, как правило, с понедельника по субботу с 10.30 до 17.00, по воскресеньям - с 14.00 до 18.00.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Самая большая в христианском мире надстройка над алтарем. Незабываемый вид на город

с башни «Хиральда».