Каменный колокол

Церковь Фрауэнкирхе в ДРЕЗДЕНЕ стала символом разрушений, нанесенных Второй мировой войной

Церковь Фрауэнкирхе считалась когда-то самым известным культовым строением германского протестантизма в стиле барокко и символом Дрездена. После англо-американских бомбардировок в феврале 1945 года ее руины на протяжении более 40 лет служат антивоенным памятником. С тех пор как начали говорить о восстановлении церкви в прежнем виде, это преподносят как коллективную волю населения. Дрезденцы хотят восстановить свой город в прежнем облике и просят всех немцев оказать им в этом необходимую помощь.

До Фрауэнкирхе, которая была построена в стиле барокко, на этом месте стоял готический храм, носящий имя Девы Марии. Вскоре он стал слишком тесен, поскольку в состав Дрезденской общины были включены и близлежащие пригороды. Кроме того, строение стало слишком ветхим. Мастер Георг Бэр, уроженец города Фюрстенвальде в земле Бранденбург, снискавший известность при строительстве церковных сооружений в Саксонском регионе, в 1722 году получил заказ на строительство нового здания в стиле барокко. В период строительства старая Фрауэнкирхе должна была действовать — таково было пожелание членов общины.

Планирование строительства проходило довольно сложно. Первый проект Бэра повторял форму греческого креста с восьмиугольными галереями на колоннах. Учитывая близость соседнего здания, архитектор отказался от строительства одного фасада. Ответственные лица проявили к подобному проекту определенный скептицизм.

Закладка первого камня в 1726 году

Полные драматических коллизий переговоры продолжались до 1725 года. Свое мнение относительно планов Бэра попросили высказать Иоганна Кристофа Кнеффеля, ученика великого Пеппельманна. Кнеффель  предложил  совершеннейшую противоположность его проекту, предусматривающую круглое центральное строение на прямоугольной горизонтальной основе. Заказчикам идея понравилась, и они передали чертежи Бэру, который включил их в свой план. Измененный проект был утвержден в 1726 году, после чего состоялась закладка первого камня.

Уже в конце 1726 года были возведены основные стены хоров. В начале 1727 года начали разбирать старую церковь. В конце 1732 года новое здание было выстроено до карниза. Теперь пришла очередь возводить купол. У Бэра была смелая идея сделать купол целиком из песчаника, против чего были высказаны сомнения со ссылкой на статику. В необычайно мучительном процессе принятия решения все сомнения были устранены.

Тем временем состоялось освящение внутреннего помещения. В тот день сам Иоганн Себастьян Бах играл на органе, установленном Готтфридом Зильберманном. Это случилось в 1738 году. Незадолго до этого Бэр умер. Дальнейшее ведение работ взял на себя Иоганн Георг Шмид, его родственник и ученик. Строительство было завершено в 1743 году. Церковь Фрауэнкирхе с ее необычной высотой и намеренно вытянутой формой купола заняла наконец свое место в пейзаже Дрездена.

Исторический снимок старого здания Фрауэнкирхе, сделанный в 1893 году (слева).

Церковь протестантов

Интерьер церкви полностью соответствует канонам строительства протестантских церквей, сформировавшимся с началом Реформации. Средоточием евангелистской службы является слово, произнесенное или пропетое, в связи с этим в церкви визуально выделяют алтарь, кафедру и орган. Для посетителей предусмотрены места для сидения — строение опоясывают четыре ряда лож. Алтарь является творением Иоганна Кристиана Фейге и Беньямина Томе, а в купол церкви венецианский художник Иоганн Баптист Гроне поместил изображения четырех евангелистов и четырех основных добродетелей.

Протестантская церковь главенствовала в преимущественно протестантском городе, хотя королевский дом оставался сторонником католической веры. Тем не менее, даже его члены гордились бросающимся в глаза культовым строением. Спроектированный Бэром купол — «каменный колокол», — как и сам силуэт церкви, сохранился в пейзажах-панорамах Джованни Антонио Каналлето и в зарисовках представителей дрезденской школы живописи.

Воздушные налеты союзной авиации на нетронутый войной город произошли в ночь с 13 на 14 февраля 1945 года, незадолго до капитуляции Германии. Во время многократных заходов были сброшены сначала фугасные, а затем фосфорные бомбы, что вызвало так называемый «огневой штурм». Пламя охватило и уничтожило всю старую часть города. Фрауэнкирхе тоже горела. Ее башня сначала держалась, но на следующий день все же обрушилась. На протяжении 45 лет руины стояли как мрачные кулисы с низвергнутой фигурой Мартина Лютера. В то время как другие исторические памятники Дрездена реставрировались, Фрауэнкирхе намеренно оставляли руиной, потому что ГДР, проповедующая атеизм, не была заинтересована в ее первоочередном восстановлении.

Руины церкви с упавшим памятником Лютеру в 1945 году.

Все изменилось в 1990 году. С этого времени началось восстановление церкви на пожертвования граждан и дары со всего мира. Собранные кирпичи старого здания были рассортированы, зарегистрированы и уложены на прежние места. Работы в нижней церкви уже закончены, и здесь проходят первые богослужения. В 2006 году завершена реставрация всего памятника архитектуры.

 

Ход строительных работ в 2003 году: восстановление наружного и внутреннего фасадов в основном завершено.

СООБЩЕНИЕ:

В Дрездене есть международный аэропорт, расположенный в черте города. Хорошее железнодорожное и автомобильное сообщение по всем направлениям.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Восстановление церкви будет завершено, вероятно, к 2006 году. До этого времени вход разрешен только прихожанам. Можно организовать экскурсии.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Памятник Лютеру на площади перед церковью. Строительная площадка с пронумерованными старыми кирпичами.