Классическая красота

Кафедральный собор в столице Финляндии был спроектирован немецким зодчим.

Зодчий Иоганн Карл Людвиг Энгель родился в Берлине в 1778 году.

 Он учился в Академии своего родного города, одновременно с Карлом Фридрихом Шинкелем, которому во многом был близок. В 1816 году он отправился в Финляндию, чтобы там участвовать в строительстве столицы.

Город Хельсинки являлся столицей вот уже четыре года. Прежней столицей был Турку, или по-шведски Або. Хельсинки основан шведами, и город назывался Гельсингфорс, до сих пор там существует сильная шведская диаспора. Все это естественным образом вытекает из хода исторического развития: со времен Средневековья Финляндия находилась под властью своего западного соседа.

В 1809 году по окончании русско-шведской войны шведы вынуждены были уступить Финляндию России. Наделенное широкой автономией, Великое княжество Финляндское просуществовало до 1917 года, а после Октябрьской революции получило государственную независимость.

Хельсинки основал шведский король Густав Ваза. Дата его рождения — 1550 год. Гавани при входе в Финский залив образовывали что-то вроде средних размеров острова, чрезвычайно удобного для строительства оборонительных укреплений. Город пережил разрушения во время войны 1807-1809 годов, но после 1809 года ему надлежало превратиться в подлинную столицу. Ответственным за это был автор плана городской застройки Иоганн Альбрехт Эренштрём.

По петербургскому образцу

Практическое исполнение плана досталось немецкому иммигранту Иоганну Карлу Людвигу Энгелю. Когда он прибыл в город, там проживало 4000 человек; четверть столетия спустя население города увеличилось почти в пять раз. Эстетическим идеалом Энгеля был немецкий классицизм, в чем он был единодушен с товарищем по Академии Шенкелем, однако сам Энгель находился под впечатлением русского искусства. Он побывал в Санкт-Петербурге и там почерпнул вдохновение для своего творчества.

Панорама гавани с видом на собор и Сенатскую площадь.

Хельсинки Эренштрёма и Энгеля должен был стать городом классицизма. Первым пунктом, представлявшим город при входе, была гавань, следом за ней раскинулась рыночная площадь, которую надлежало еще более расширить, превратив в центр города. В первую очередь Энгель построил дворец правительства, напротив которого позднее поставил главное здание университета. С севера просторную Сенатскую площадь в обрамлении двух зданий он замкнул кафедральным собором.

Главный фасад собора с куполом и входом, украшенным колоннадой портик.

Это было первое каменное здание в Хельсинки. Собор должен был быть протестантским, отвечающим религиозному вероисповеданию большей части населения.

Для приверженцев ортодоксальной веры, православия, которая появилась здесь в результате значительной миссионерской деятельности еще в Средние века, Энгель непосредственно за зданием собора построил церковь Святой Троицы. Это был единственный православный храм города, пока в 1868 году в одном из районов, называемом Катаянокка, Александр Горностаев не воздвиг Успенский собор, который сегодня является самым большим православным собором Северной Европы.

Монументальная каменная лестница

Протестантский собор царит на Сенатской площади. Он возвышается на широкой террасе, к нему ведет монументальная каменная лестница. В плане он представляет собой греческий крест и приближается к той форме, которой отдает предпочтение православие. Центральный купол покоится на высоком, как башня, барабане, украшенном окнами и окантованном декоративными колоннами.

Вид на алтарь и большой купол.

Завершением каждого из четырех крыльев креста служит цитата из греческой античности: коринфские колонны под­держивают плоскость треугольного фронтона, над которым помещена статуя.

Снаружи собор сияет белизной, как и другие здания Энгеля. Именно ему Хельсинки обязан славой «белоснежного города Севера». Архитектор хотел имитировать строительный материал великих храмов античности, мрамор, но он не имел такового в своем распоряжении и вынужден был довольствоваться кирпичом и деревом.

Его проект появился в 1818 году. Но строительство началось только в 1830 году. Сначала храм носил имя святого Николая, возможно, как реверанс в адрес правящего в Санкт-Петербурге царя, который одновременно был Великим князем Финляндии.

Памятник Николаю II  перед главным фасадом собора. 

Официально свое название собор получил позже. Он был освящен в 1852 году, через 12 лет после смерти Энгеля. Работы были продолжены его помощниками, причем первоначальный план подвергся всяческим изменениям. Четыре примыкающих купола — еще одну цитату из православного культового зодчества — архитектор Эрнст Бернхард Лорман отменил.

В крипте, которая была переоборудована в семидесятых годах XX столетия, теперь проходят концерты, выставки и доклады. Внутреннее пространство собора чрезвычайно просторно. Здесь установлены статуи знаменитых деятелей Реформации — Мартина Лютера, Филиппа Меланхтона и Микаэля Агриколы. Последний принес в Финляндию протестантство и осуществил первый перевод Библии не финский язык. Одно время он был сподвижником Лютера в Виттенберге. Умер он во время возвращения из путешествия в Москву.

СООБЩЕНИЕ:

От международного аэропорта Хельсинки. Паромное сообщение со Швецией и Германией.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Как правило, с понедельника по субботу с 9.00 до 18.00. Во врмя богослужений туристы не допускаются.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Сенатская площадь перед собором.