Конфедеративная культура строительства кафедральных соборов

У кафедрального собора в БАЗЕЛЕ легендарное скульптурное убранство позднего романского периода

В базельском кафедральном соборе нашел свой последний приют Эразм Роттердамский. Известный ученый периода Реформации долгое время жил в этом городе. Здесь, в мастерской Иоганна Фробена, было напечатано его греческое издание Нового Завета, что стало возможным благодаря высокой технике книгопечатания в Базеле. Город был центром европейского гуманизма, открытым для культурных веяний, что не в последнюю очередь было связано со значительным благосостоянием его жителей. Это древняя местность, где селились кельты, римляне и германцы. Холм над Рейном, где сейчас стоит собор, был удобным местом для размещения римских укреплений. Позднее они были заменены христианским храмом, который нельзя было не заметить из-за естественного возвышения. Предполагают, что в VIII веке Базель стал резиденцией епископа. Самые ранние письменные свидетельства о его строительстве датированы периодом около 820 года.

Существующий сегодня собор был завершен в эпоху позднего романского стиля. Однако он получил повреждения во время землетрясения 1356 года, устранение которых происходило уже под знаком готики.

Вид со стороны Рейна на трансепт кафедрального собора.

Построенное из красноватого камня, добываемого в близлежащих карьерах Визенталя и Дегерфельдена, величественное здание служит уже пять веков, и это подтверждено сохранившимися историческими документами.

В частности, следы старины можно заметить на главном фасаде с порталом. Светлые слои в нижней части башни Святого Георга — самые древние, башня Святого Мартина была возведена в 1500 году. Обе башни носят имена святых, скульптуры которых стоят у их подножий.

В целом собор посвящен Деве Марии. Ее скульптура стоит между башнями вместе со скульптурой Генриха II — последним императором из Саксонской династии — и скульптурой Кунигунды, его супруги. Генрих II был верующим человеком, и позднее его причислили к лику святых.

Считается, что он был основателем кафедрального собора. Внимание туристов привлекают скульптуры  «неразумной» девицы и ее соблазнителя в облике черта. Девица, улыбаясь, расстегивает платье, а по спине черта ползают уродливые жабы и змеи — свидетельства его глубокой испорченности.

Знаменитые двери Галлунуса

Перечисленные выше скульптуры появились на исходе романского периода около 1280 года. Скульптуры у другого входа — дверей Галлунуса в северном конце трансепта — на 100 лет старше. Галлунус был ирландским миссионером, который в VI веке проповедовал христианство в северной части Боденского озера.

Названные его именем двери представляют Иисуса Христа с апостолами Петром и Павлом, «разумных» и «неразумных» дев, четырех евангелистов и Иоанна Крестителя. Два ангела возвещают о начале Страшного суда. Покойники встают из своих могил и предстают перед Господом. Двери Галлунуса являются самым значительным романским скульптурным произведением в Швейцарии и одним из старейших аналогичных порталов на всей немецкоязычной территории.

Окно над дверьми Галлунуса — это монументальное изображение колеса Фортуны. Один из излюбленных мотивов Средневековья восходит к периоду античности. При помощи маленьких фигурок, цепляющихся за погнутые спицы колеса, здесь представлена изменчивость обстоятельств в жизни людей. Спицы первоначально были изготовлены из дуба, и только в XIX веке их заменили спицами из песчаника.

Так же как и входы, богатое скульптурное убранство украшает фасад хоров. При желании можно узнать представителей животного мира, однако сразу становится ясно, что живых слонов скульптор никогда не видел. Скульптуры представлены также и в интерьере. Большую ценность имеет, например, созданный около 1100 года барельеф святого Винсента в окружении апостолов.

Барельеф на песчанике с беседующими апостолами -около 1100 года.

Трехнефовая базилика со сводом и трансептом таким образом соединяет друг с другом капеллы с захоронениями по правую и левую сторону, что создается впечатление пятинефового помещения.

Вид на главный неф.

 

Продольный неф имеет все признаки позднего романского стиля, вплоть до подлинной штукатурки того времени. Каменная купель, кафедра, роспись свода и хоров со скамейками — готического периода. Башни были сильно разрушены во время землетрясения 1356 года. Первоначально у собора было пять башен, до наших дней дошли две башни на фасаде высотой 65 и 62 метра.

К кафедральному собору примыкает крытая галерея времен поздней готики на романском фундаменте. Раньше по ней прогуливались епископы и члены капитула собора, позднее в галерее хоронили членов известных семейств Базеля. В крипте кафедрального собора находится самый древний, но прекрасно сохранившийся саркофаг епископа Рудольфа. Он погиб во время нападения на Венгрию в 917 году.

Галерея в стиле поздней готики, пристроенная к кафедральному собору.

С 1529 года кафедральный собор окунулся в пучину Реформации. Смена веры была связана с некоторыми разрушениями, однако великому Эразму, который был католическим священником, не было отказано в погребении.

СООБЩЕНИЕ:

От международного аэропорта в Базеле.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Как правило, собор открыт с понедельника по пятницу о 9.00 до 17.00, по субботам - с 11.00 до 16.00, по воскресеньям -с 11.00 до 17.00. Во время богослужения и молебна допуск туристов прекращается.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Двери Галлунуса.