Крупнейший готический собор Польши

Мастерство реставраторов вернуло к жизни костел Девы Марии в Гданьске

Охрана памятников старины подразумевает активную деятельность по реставрации и реконструкции. Чтобы вернуть к жизни красивую вещь (касается ли это ювелирного изделия или громадного здания), требуется мастерство высочайшей квалификации. В Торне, польской Торуни, существует уникальная школа по подготовке такого рода специалистов. Сегодня польские мастера работают по всему миру, но прежде всего они заботятся об исторических раритетах у себя на родине.

Одним из объектов приложения их сил был город Гданьск, расположенный поблизости от Торна. Скупые названия обоих городов свидетельствуют об изменчивой национальной принадлежности. Вначале на слиянии Мотлавы и Вислы возникло славянское поселение, христианизированное святым Адальбертом, которого при рождении нарекли польским именем Войцех. В связи с его житием в конце X века Гданьск был впервые упомянут как город.

В Х-ХШ веках Гданьск был центром Восточно-Приморского княжества. В 1793 году он попал под господство Пруссии и получил новое название — Данциг. Правда, немецкий торговый люд селился здесь и раньше, с середины XII века. По Версальскому мирному до­говору 1919 года Данциг получил статус вольного города под протекторатом Лиги Наций. Население было частично немецкое, частично польское.

В 1939 году Гитлер подверг бомбардировке Данцигскую (Гданьскую) бухту. До 1945 года Гданьск был оккупирован войсками нацистов.

После войны город был восстановлен польскими реставраторами. Вновь предстали во всем своем великолепии памятники архитектуры: Золотые ворота, здания ратуши, костел Девы Марии.

Старый ганзейский город

Все эти достопримечательности находятся в той части города, которая называется Главным городом — по-польски Гловне Място — и является наиболее самостоятельным его кварталом. Гданьск входил в торгово-политический союз немецких городов — Ганзу. Здесь и по сей день сохранились богатые патрицианские дома и огромные склады, по­строенные в ХШ-ХУ веках. В те далекие времена город был чрезвычайно успешен, и костел Девы Марии — по-польски коsсiol Маriacki — тому подтверждение.

Он относится к наиболее известным готическим соборам Европы. Вместимость его — 25000 человек. Образцом костела послужил одноименный костел в центре Ганзы, городе Любеке, однако гданьский костел явно превзошел его в размерах.

 

Вид на здание костела Девы Марии,  сложенное из обожженного кирпича. Башня так и осталась недостроенной.

Строительство здания из обожженного кирпича в конце Мариацкой улицы началось в 1343 году и, пройдя много этапов, завершилось к 1502 году. Однако главная башня так и осталась недостроенной. Она, несомненно, была рассчитана на другую высоту, лишена кивера и покрыта вальмовой (четырехскатной) крышей. Мариацкий костел — по-зднеготическая зальная постройка; это означает, что боковые нефы по высоте подняты на уровень центрального. Всего нефов три.

Центральный неф с группой Распятия в Триумфальной арке.

Прекрасная Мадонна

Архитектурная самобытность собора заключается в том, что контрфорсы, служащие опорами для внешних стен и, как правило, уместные снаружи, где часто являются элементами пластического и орнаментального дополнения, здесь вторгаются внутрь, образуя перего­родки в боковых нефах и, соответственно, помещения для капелл. Фиалы (остроконечные готические башенки с медными остроконечными киверами), которыми принято завершать контрфорсы, помещены здесь на уровне сточных желобов. Вырастая прямо из гладкой стены, они еще больше подчеркивают высоту главной башни.

В начале Второй мировой войны из костела Девы Марии успели эвакуировать бесценные произведения искусства и таким образом сохранить их. Многие из них сегодня хранятся в собраниях польских музеев, другие вернулись на свое прежнее место. В числе последних — алтарь Мартина XV века и непосредственно примыкающая к нему капелла Анны, так называемая Прекрасная Мадонна, созданная в 1410 году.

Страшный суд Мемлинга

В костеле Девы Марии хранятся раритетные астрономические часы, изготовленные Гансом Дюрингером, мастером из Торна. Среди надгробных памятников выделяется памят­ник Симону и Юдит Бар, который создал голландец Абрахам ван дер Блок. Благодаря оживленным связям между городами — членами Ганзейского союза из Нидерландов, а именно Антверпена, в начале XVI века сюда попал алтарь Адриана, установленный в капелле Святого креста. Главный алтарь изготовлен мастером Михаэлем из Аугсбурга, а группу Распятия в Триумфальной арке создал мастер Пауль.

В капелле Рейнгольда, сразу слева от входа, помещается самое, вероятно, знаменитое произведение из собрания Мариацкого костела в Гданьске — трехчастная икона с изображением Страшного суда кисти Ганса Мемлинга. Художник родился около 1440 года в Ашаффенбурге и обрел родину в голландском Брюгге.

Икона для алтаря в Гданьске — одно из самых значительных его произведений начала 1470-х годов. И хотя в Мариацком костеле находится всего лишь ее копия — оригинал хранится в Художественном музее Гданьска, — внушительному изображению Архангела в воинском облачении, невозмутимо взвешивающему души усопших, обстановка собора служит хорошим фоном, чтобы произвести должное впечатление. Выходит, что копия сильнее оригинала.

СООБЩЕНИЕ:

От международного аэропорта города. Удобное автодорожное и железнодорожное сообщение через Варшаву.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Как правило, ежедневно с 8.00 до 19.00.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Алтарь Адриана в капелле Святого Креста.