Кульминация французской готики

Собор в Амьене знаменит своими ценными барельефами

После Великой французской революции историческая провинция Пикардия, лежащая на севере Франции, была разделена на три департамента: Эна, Уаза и Сомма. Прежнее название региона напоминает колющее оружие пикарду, а во времена французских королей солдат предпочитали набирать из этой местности. Пикардия граничит с Шампанью, недалеко расположена Фландрия, воздух ее пропитан влагой и туманом. Столицей провинции и центром современного департамента Сомма является город Амьен. Он лежит в среднем течении реки Сомма, имеет многочисленные промышленные предприятия и университет, который носит имя Жюля Верна, писателя-фантаста, умершего в Амьене.

Известным центром города является готический собор Нотр-Дам. Это самая большая готическая церковь во Франции, вдвое больше, чем известный собор Парижской Богоматери. Но это не единственная превосходная степень, упоминаемая в связи с этим собором. Со своими 3600 скульптурами, большинство из которых находится на западном фасаде, он может претендовать на ведущее положение среди средневековых церквей не только во Франции, но и за ее пределами.

Внешний вид Амьенского собора. Особенно богато украшен главный фасад собора и две его башни.

Начало с западного фасада

В XIII веке, когда создавался собор, Амьен уже долгое время был процветающим городом. Первоначально здесь поселились кельтские племена, которые подчинил себе Цезарь во время Галльской войны. Римляне назвали здешнюю провинцию Амбианум. Через него проходил важный путь. Христианской резиденцией епископа Амьен стал в V веке.

На месте сегодняшнего собора стояло несколько деревянных церквей, которым пришлось уступить место романской базилике. В 1218 году базилика была уничтожена пожаром, и сразу началось строительство нового храма. За строительство отвечал епископ Эврар Фуйе, архитектором был некий Робер из Люзарша, после которого работу продолжили Тома из Кормона и его сын Рено.

Вопреки всем традициям строительство начали с западного фасада и продольного нефа. Первыми они были и завершены. Из-за внушительной конструкции собора пришлось сносить некоторые существовавшие здесь ранее здания, в частности церковь Сан-Фирман и больницу для бедных.

Между 1240 и 1258 годами из-за отсутствия денег работы были приостановлены. В заключение были построены хоры и вставлены первые окна. Когда король Франции Людовик Святой приехал в Амьен, он посетил строительство, чтобы уладить спор между королем Англии Генрихом III и его баронами. Это дело вошло в учебники истории как Амьенская миссия.

Реликвии святого Фирминиуса

К 1269 году основные работы были закончены. Короткие сроки обусловили максимальную завершенность стиля. В 1279 году в присутствии королей Франции и Англии в новую церковь были торжественно перенесены реликвии святого Фирминиуса. Фирминиус был первым архиепископом Амьена, принявшим мученическую смерть во времена императора Диоклетиана, с XIII века он считается покровителем города.

После 1290 года началось строительство капелл. В 1366 году была воздвигнута южная башня, а в 1375 году — северная. Через десять лет после этого в соборе венчались французский король Карл IV, прозванный Сумасшедшим, и Изабелла Баварская. В 1337 году между Францией и Англией разразилась война за провинцию Гиень (в историю она вошла как Столетняя) и закончилось только в 1453 году, а в соборе еще продолжались работы.  Был установлен замечательный орган.

Как и другие средневековые сооружения, собор Нотр-Дам в Амьене был полузабыт, и только в XIX веке на него обратил внимание Эжен Эммануэль Виолеле-Дюк, основатель французского Общества охраны памятников старины. Именно он и содействовал скорейшему началу реставрационных работ. Они продолжаются  и по сей день.

Тот, кто приезжает в Амьен в качестве туриста, в первую очередь посещает собор. Он представляет собой трехнефовую базилику с пятинефовыми хорами и капеллой Девы Марии, выдвинутой на восток. Обе различно выполненные башни усечены и немного не достают до башни на коньке крыши. Создается необычное впечатление, как будто бы контрфорс выдается вперед. На западном фасаде, кроме пышных скульптур, имеется большая розетка.

В интерьере следует особо отметить эффектные орнаменты пола: здесь применен знаменитый восьмиугольный лабиринт, когда линии из черного и белого мрамора сходятся к центральному камню. В соборе есть изображения трех архитекторов и их первого заказчика, а между ними — летающие белые голуби. Надпись на среднефранцузском языке повествует об истории возникновения этого строения.

Многочисленные скульптуры изображают святых, а также зверей и демонов. На обеих башнях есть галереи с каменными фигурами королей. Раньше все скульптуры были раскрашены, однако время и погодные условия стерли краску; она сохранилась только местами, например на рельефе, посвященном житию святого Фирминиуса, у средней колонны южного входа, где стоит роскошная золотая фигура Мадонны с парящими вокруг нее ангелами.

 

Благодаря высоким колоннам и высокому своду собор в Амьене стал образцом для возведения культовых сооружений западнее Рейна. Вид на свод трансепта

СООБЩЕНИЕ:

Хорошее автомобильное и железнодорожное сообщение из Парижа или от аэропорта в Лилле.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Собор открыт, как правило, ежедневно с 8.30 до 18.45 часов, в зимнее время - с 8.30 до 12.00 и с 14.00 до 17.00.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Хоры со 110 резными скамейками и с многочисленными библейскими сценами.