Купол в стиле Ренессанса
Созданием собора Санта-Мария дель Фьоре во ФЛОРЕНЦИИ была открыта новая глава истории строительства
Флоренция, в которой ежегодно бывает около шести миллионов туристов, самый посещаемый город Италии после Рима и Венеции.
Так же как и у обоих ее конкурентов, поток любопытствующих вызван главным образом политической историей города и историей его культуры. В античный период Флоренция был небольшим поселением, однако в Средние века она стала серьезной экономической силой, соперничающей с Венецией.
Основой ее могущества были банковское дело, сукноделие и деревообработка. Одной из самых знаменитых флорентийских семей была семья Медичи, которая почти неограниченно правила в республиканском городе. Некоторые члены семьи взошли на европейские троны (речь идет о французских королевах Екатерине и Марии Медичи).
Флоренция была местом рождения итальянского литературного языка и произведений Данте, Петрарки, Боккаччо. Ее считают центром Возрождения в изобразительном искусстве, архитектуре и философии. В 1864 — 1870 годах она была столицей королевства Италии. Ее история тесно связана с историей Рисорджименто — национально-освободительного движения итальянского народа за независимость и объединение Италии.
Рядом с кампанилой
Название города Флоренция (по-итальянски «Firеnzе») происходит от латинского «florentia», цветущая. Образ цветка присутствует и в названии самой большой из многочисленных великолепных церквей города — Санта-Мария дель Фьоре. Она является епископской церковью, кафедральным собором.
Собор в его истинных размерах представляет снимок справа (в центре). Главный фасад был построен только в XIX веке. Фреску на потолке купола («Страшный суд») начал писать Джорджо Вазари в 1572 году. После его смерти картина была закончена художником Федери го Цуккари.
Ее купол возвышается над крышами старого города вместе с относящейся к ней кампанилой — произведением Джотто ди Бондоне, первого представителя Ренессанса в живописи и пропагандиста художественной перспективы. Как почти все художники того времени, он работал еще и в качестве архитектора.
Большая фотография, сделанная с кампанилы, позволяет догадываться о смелой конструкции купола.
Колокольня собора Санта-Мария дель Фьоре облицована разноцветным мрамором. Этот метод распространен в Верхней Италии, а также в Генуе и Сиене, где узоры делаются в полоску. Однако при облицовке колокольни мастера не придерживались четких канонов. Подобная полихромия повторяется при отделке самого здания собора, причем следует учитывать, что его фасад был отделан значительно позже, а именно после 1875 года.
Строительство было начато в 1296 году, а первым архитектором был Арнольфо ди Камбио. После него проект базилики с трансептом в стиле итальянской готики сделал Франческо Таленти. При длине в 160 метров собор Санта-Мария дель Фьоре является третьим по величине собором Италии после собора Святого Петра в Риме и собора в Милане.
Посетители находятся под впечатлением строгости и разумности. Лестница ведет вниз к фрагментам предыдущего здания, Санта-Сепарата, построенного на рубеже IV и V веков. В центре собора Санта-Мария дель Фьоре находится средокрестие с куполом, на котором изображена сцена Страшного суда.
Потолочные фрески Вазари
Творцом потолочных фресок был Джорджо Вазари, крупнейший мастер флорентийского Ренессанса. Он был художником и скульптором, создавшим, в частности, проект архитектурного ансамбля Уффици, кроме того, он был первым историографом итальянского искусства, автором появившихся в 1550 году «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». В книге представлены все: Чимабуэ и Джотто, Донателло и Микеланджело, сам Вазари и другие флорентийцы, принимавшие участие в создании собора Санта-Мария дель Фьоре и прилегающих к нему строений.
Фреску на потолке купола ("Страшный суд") начал писать Джорджо Визари в 1572 году. После его смерти картина была закончена художником Федериго Цуккари.
В особенности это касается художника и архитектора Филиппо Брунеллески. Создатель перспективной живописи, он расписал купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Брунеллески получил этот заказ в 1419-1420 годах и необычайно тщательно готовился к его выполнению. Он отправился в Рим, чтобы сделать там подробные этюды. Вернувшись, он показал наброски, и работа началась. Он следил за строительством до его окончания в 1436 году. Отклонившись от существующих тогда правил строительства, он создал купол собора не сферическим, а стрельчатым, вытянутым вверх с восемью ребрами, что во всех отношениях было новым и необычным. Собор Санта-Мария дель Фьоре считается первым законченным зданием в стиле Ренессанса, и, кроме того, самым красивым.
Хоры и вид купола изнутри.
Скульптуры Донателло
Непосредственно перед фасадом собора Санта-Мария дель Фьоре стоит романский баптистерий Сан-Джованни. Он значительно старше собора: его строительство было завершено в начале XIII века, некоторыми чертами он напоминает капеллу для крещения периода раннего христианства. Здесь также встречается разноцветный мрамор. Бронзовые двери создали представители клана Пизано, Андреа и Лоренцо Гиберти — конкурента Брунеллески.
В соборном музее представлены оригиналы, встречающиеся в качестве копий в зданиях, для которых они, собственно говоря, и были прдназназначены: скульптуры Донашо от подножия кампанилы, работы Андреа Пизано, терракоты Луки делла Роббиа, который довел художественного совершенства старинную технику обжига глины.
Лука делла Роббиа также принадлежит к великим скульпторам раннего Возрождения. Для христианского собора ему было разрешено использовать античные мотивы, потому что это отвечало господствовавшему в то время духу терпимости и художественной любознательности.
«Флоренция была моей лирой... разве не прекрасно она звучала?» — спрашивает один из семьи Медичи в одном произведении Томаса Манна. Следовало ответить, что она звучала превосходно. И не менее превосходно звучит по сегодняшний день.
СООБЩЕНИЕ:
От международного аэропорта Флоренции. На машине можно подъехать по автобанам со всех направлений.
РЕЖИМ РАБОТЫ:
Собор открыт ежедневно, кроме воскресенья. Во время проведения ярмарок доступ туристов ограничен. На купол можно подняться с 8.30 до 19.00, по субботам - до 17.40.
РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОРТУ:
Развалины христианской церкви IV-V веков под собором.