Мариацкий Костел в Кракове

Выдающийся памятник польского зодчества эпохи готики.

Краков — один из древнейших городов Европы, возникший около 700 г., древняя столица польского государства. Высоко над городом возвышается массив Вавельского замка —старинная резиденция польских королей, а у его подножия раскинулся город воинов, ремесленников, купцов.

О начале Кракова рассказывает легенда, записанная в XIII в. польским летописцем Винцентом:

«Перед Александром Великим (Александром Македонским. — в огромной европейской стране, расположенной к северу от Болгарии и Каринтии, правил князь Кракус. В его государстве, в пещере одной из скал, жило чудовище неимоверной дикости, которому каждую неделю надо было пригонять на съедение много скота — иначе он на людей бросался. Кракус не мог больше выносить такое, и тогда прибегли к хитрости: вместо скота дракону подложили шкуры, наполненные зажженной серой; чудовище проглотило их, а проглотив — сдохло». Тогда благодарные жители назвали свой город именем хитроумного князя Кракуса...

Некогда Краков торговал со всей Европой, и на его улицах можно было встретить даже багдадских купцов и сарацинов. И, как в любом средневековом городе, центром Кракова была рыночная площадь — Главный рынок. Здесь, на площади Главного рынка, в начале XIV столетия вырос Мариацкий костел — сердце древнего города.

фотка  *****

Его основанию предшествовали драматические события. В 1241 г., пройдя через земли Киевской Руси, на Польшу обрушились орды Батыя. Краков был взят и разорен, а стоявший на площади Главного рынка небольшой костел Девы Марии был до основания разрушен завоевателями. Предание рассказывает, что трубач-сигнальщик, стоявший на башне костела, первым увидел приближение вражеской рати и затрубил сигнал тревоги — «хейнал». Но в этот момент в горло ему вонзилась стрела, и напев трубы оборвался...

С тех пор каждый час на башне Мариацкого костела появляется фигурка механического трубача, который трубит «хейнал», и старинный сигнал опять и опять обрывается на той ноте, на которой оборвалась жизнь защитника Кракова. «Хейнал» Мариацкого костела стал позывными Краковской астрономической обсерватории как сигнал точного времени, и ежедневно в полдень дня польское радио разносит «хейнал» по всей стране.

Что, правда, что неправда в этой легенде — неизвестно, однако, еще в 1382 г. в городских расходных книгах Кракова зафиксирована ежедневная выплата восьми грошей караульщику на башне и еще полгроша — трубачу, который должен был трубить «хейнал» в случае опасности. А часы с фигуркой трубящего сигнальщика появились на башне Мариацкого костела только много лет спустя.

Самая старая сохранившаяся часть Мариацкого костела — главный неф и нижние части башен — относятся к первой половине XIV столетия.

***

            Собор строился почти 100 лет, на протяжении всего XIV в. О создании храма рассказывает другая легенда. Возведение башен костела было поручено двум братьям каменщикам. Старший, более опытный и сноровистый, закончил свою башню, водрузил над ней шпиль и уехал в другой город строить новый храм. Вернувшись в Краков, он увидел, что вторая башня все еще не достроена. Но она была сложена крепче и лучше — значит, она будет выше его башни.  Охваченный завистью и злобой, каменщик набросился на своего младшего брата с ножом и убил его. Но потом его замучили угрызения совести, и он в отчаянии бросился с недостроенной башни на камни рыночной площади...

Эта ужасная история настолько потрясла горожан, что советники городской ратуши постановили вычеркнуть из городских книг имена братьев-строителей, которые превратили святое дело возведения Божьего храма в соревнование собственных гордынь. А недостроенную башню в назидание потомкам решили оставить такой, как есть, и только покрыли ее кровлей.

Опять-таки, правда это или вымысел — неизвестно, только из двух башен Мариацкого костела одна действительно заметно ниже другой. А в Сукеннице — средневековых торговых рядах — до сих пор можно видеть тот самый нож, которым брат убил брата...

Но вообще-то древний Краков с его тысячелетней историей — это город легенд.

Мариацкий костел является выдающимся памятником польского зодчества эпохи готики. Огромный, устремленный ввысь, он своей большой, северной башней вздымается над городом на высоту более 60 м. Ее увенчивает деревянный шатер с остроконечными башенками, исключительными по красоте и четкости рисунка. Высота второй, южной башни поменьше — чуть более 40 м. А высота главного нефа Мариацкого костела составляет 28 м.

Старейшие цветные витражи собора были выполнены в 1370 г., но сохранились они далеко не все. Часть существующих витражей относится к началу XX в. и принадлежит работе мастеров С. Выспянского и Ю. Мехоффера.

Алтарная живопись выполнена одним из крупнейших польских художников XIX столетия Яном Матейко.

Мариацкий костел в Кракове связан с именем Вита Ствоша — талантливого скульптора, живописца и графика. Именно его трудами созданы главные святыни храма — алтарь и распятие, относящиеся к самым значительным произведениям средневекового европейского искусства.

Вит Ствош прожил долгую жизнь и умер в возрасте 93 лет. Он родился в Южной Германии, в Нюрнберге, но в 1447 г. переехал в Краков и прожил здесь 22 года. Из них 12 лет, с 1477-го по 1489-й, он провел в работе над алтарем Мариацкого костела — самым большим из алтарей средневековой Европы, который стал главным творением гениального мастера и величайшим сокровищем Мариацкого костела.

Трехстворчатый алтарь содержит около 200 деревянных расписанных фигур, исполненных с необыкновенной тщательностью.

Иконостас.***

Мариацкий алтарь работы Вита Ствоша состоит из центральной части и четырех крыльев. Центральный сюжет — венчание Богоматери венцом Владычицы Небесной, а на крыльях изображены 12 сцен из ее жизни.

Вит Ствош сам резал из липового дерева скульптуры и детали алтаря, сам расписывал их. Его работа поражает реализмом. В ней нет упрощенно-схематических черт, характерных для искусства Средневековья, — все детали человеческого тела, пропорции воспроизведены со скрупулезной точностью и вместе с тем они живут...

Во время фашистской оккупации Кракова алтарь Мариацкого костела был вывезен фашистами и спрятан в подземельях Нюрнбергского замка. В 1946 г. его отыскали и после многолетней реставрации вернули на прежнее место — в храм.

В Мариацком костеле находится и еще один шедевр Средневековья — скульптура «Пиета» («Оплакивание Христа»), относящаяся к 1410 г. Совершенство, с каким выполнена эта композиция, позволяет некоторым исследователям считать, что ее автором был загадочный «Мастер прекрасных Мадонн» — гениальный безымянный ваятель, оставивший после себя несколько удивительных по совершенству скульптурных изображений Мадонны.

За многие века Мариацкий костел «оброс» множеством небольших алтарей и часовенок-капелл. Одна из таких часовен, во имя св. Антония, в народе называлась часовней Преступников — в ней, по традиции, ксендз исповедовал перед казнью приговоренных к смерти преступников, которым затем отрубали головы — тут же, на площади Главного рынка.

Сегодня на площади Главного рынка голов уже не рубят. Сотни туристов щелкают фотоаппаратами, желая запечатлеть себя на фоне овеянного легендами Мариацкого костела, или, прикрывая ладонью от яркого солнца глаза, таращатся ввысь, пытаясь разглядеть маленькую фигурку трубача, вновь и вновь играющего свой тревожный, внезапно обрывающийся сигнал...

О чем он хочет предупредить нас?