Монастырь Студеница - памятник православной культуры

Среди живописных холмов Центральной Сербии, 

недалеко от города Кралево, за­терян монастырь, чья история навсегда вписана золотыми буквами в летопись Сербской православной церкви.

 

В 1986 году монастырь Студеница был вклю­чен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО

Студеница была основана первым пра­вителем и, можно сказать, создателем независимого Сербского государства Сте­фаном Неманей, жившим в XII веке. В то время Византийская империя, хоть и раз­дираемая на части внешними и внутренни­ми неурядицами, все еще сохраняла если и не политическое, то культурное влияние на свои бывшие провинции, одной из ко­торых была Сербия. В частности, в Сербии прочно укоренилась византийская тради­ция: богатые и влиятельные люди стреми­лись закончить свою жизнь в монастыре, построенном на их деньги, для которого они сами составляли устав и где они долж­ны были быть похоронены. Одним из та­ких монастырей и стала Студеница.

Студеницкий монастырь

Монастырь был основан в 1183 году, од­нако первые жилые строения и церковь во имя Успения Богородицы были закончены только в 1196 году. Практически сразу пос­ле этого Стефан Неманя передал престол своему среднему сыну Стефану, принял по­стриг и удалился в Студеницу. Прожил он там недолго, уже через два года удалившись на Афон в сербский монастырь Хиландар, где вскоре и скончался

 

Крепостные стены и колокольня.

После этого игуменом и покровителем монастыря стал Савва, третий сын Немани. Первым делом он пе­ревез мощи своего отца, которые к тому времени стали мироточить, из Хиландара в Студеницу, где они были перезахоронены. Именно при Савве монастырь достиг наи­высшего расцвета, став центром не только церковной, но и культурной и даже полити­ческой жизни всей Сербии. Так продолжа­лось все время, пока на сербском престоле оставались Неманичи, оказывавшие особое покровительство Студенице, ставшей также их семейной усыпальницей.

Тяжелые времена для монастыря наста­ли с конца XIV века, когда сначала пала династия Неманичей, а затем вся Сербия оказалась во власти Османской империи. В последующие века монастырь не раз был центром сопротивления турецкому влады­честву, его несколько раз штурмовали, гра­били, но жизнь в монастыре не затихала. Разделяя судьбу сербского народа, объеди­нение и разделение государства, пережив множество войн и мелких конфликтов, Студеница сейчас является одним из самых бо­гатых и влиятельных монастырей Сербской православной церкви. Но Студеница не про­сто монастырь - это еще и уникальный па­мятник живописи и архитектуры XII— XIV веков

 Двор монастыря. Королевская церковь (слева) и церковь Богородицы (справа)

. Комплекс включает в себя, поми­мо жилых зданий, церкви во имя Богороди­цы, Королевскую (посвященную родителям Богоматери - Иоакиму и Анне), Святого Ни­колая, Трапезную XIII века, колокольню и остатки крепостных стен.

Помимо этого, есть еще здание монашеских келий XVIII ве­ка, в котором ныне находится музей, содер­жащий богатейшее собрание икон и руко­писей XII—XVII веков.

Церковь Богородицы: главный фасад

Из всех церквей выде­ляется самая древняя и самая красивая -церковь Богородицы, бывшая образцом для сербских церквей вплоть до XIV века. Она имеет полукруглую трехчастную апсиду и квадратное подкупольное пространство, к которому примыкают боковые приделы с портиками. Дополняет ансамбль внешний притвор с двумя приделами, построенный в 1230-х годах. Внутри церковь расписана уникальными фресками конца XII - начала XIII века, принадлежащими так называемой «рашской» школе.

Церковь Богородицы: и задний фасад

Знаете ли вы, что...

- Студеница - это дей­ствующий монастырь Сербской православной церкви, расположенный близ города Кралево

- основатель монастыря Стефан Неманя при­числен клику святых

- церковь Святых Иоаки-ма и Анны (так называ­емая Королевская цер­ковь) была построена в 1314 году

- первая обширная рес­таврация была завер­шена в 1568 году

- в XVII веке монастырь был частично разру­шен землетрясением

реставрация куполов .церкви Успения Богоро­дицы была закончена в 1975 году

- в монастыре сохрани­лись фрески XII века