Моравский Крас. Автобусный тур по Чехии. (День десятый, ч1 ).

**В этот день нас ожидало особенное увлекательное, захватывающее путешествие по подземным лабиринтам пещер Моравского Караса.

Наша  дорога к пещерам проходила  вдоль небольшой но достаточно бурной речушки. Наконец мы добрались до цели – Моравский Крас.

Дальше проехали на паровозике ***

Dошли в невзрачное здание. Трудно описать на что оно похоже, оно наверно  ведет прямо в скалу**

Мы попадали в большой вестибюль. Осматриваемся и, конечно, очередной раз отовариваемся бижутерией из моравских самоцветов. Тут даже я не удержалась и купила пару чудесных вещиц из фиолетовых аметистов.**

В ожидании экскурсии рассматриваем информационные табло: Тут указана температура в пещере - около 7-80С, средняя влажность воздуха: около 99 %, давление и еще масса разных параметров. Вячеслав, пользуясь временем, рассказывает нам о пещерах. О Моравском Карсте можно книгу писать.

МОРАВСКИЙ КАРСТ – это самая большая и самая знаменитая карстовая территория Чехии и находится севернее города Брно. (Её площадь выше 100 км2). Крас, по-чешски «Карст», - это более тысячи пещер. созданых природой в Девонский период, еще задолго до появления людей.

ПУНКЕВНЫЕ ПЕЩЕРЫ расположены в северной части Моравского Карста в каньоне Пустого желоба.

Здесь берет начало река Пунква. Они включают в себя и дно всемирноизвестной пропасти Мацоха (Мачеха), глубиной 188 м. Общая длина всех коридоров достигает 4 км, а длина всей доступной трассы - 1250 м. Время осмотра около одного  часа.Но вот  время подошло

мы двинулись прямо в «царство царя Аида».

С пустого желоба через искусственно пробитый коридор мы входим в сухую часть Пункевной пещеры и попадаем в Передний зал. Во многих залах проложены специальные пешеходные дорожки, оборудовано освещение.

Однако в пещерах я всегда испытываю одновременно чувство тревоги и ожидание чуда (наверно выхода). Особенно, тревожно, когда идешь пешком в абсолютной тишине и кромешной тьме.**

По мере нашего приближения освещение зажигается автоматически и аналогично отключается. Почему-то невольно представляешь эти многотонные глыбы земли сверху и пытаешься отвлечься на чудесные украшения пещер, богато и разнообразно украшенных минеральными образованиями. Для этих пещер типичны мощные сталагмиты, сталагнаты и сталактиты, подсвеченные фонарями и по форме напоминающие морковь или палочку, занавеску и т.п. Чтог тольсо не придумает природа и наша фантазия.**

Путь из одного каменного зала в другой сопровождается возгласами наших восторгов. Уникальные сталактитовые скульптуры, создаваемые природой на протяжении миллионов лет, поражают воображение.

Мы пытаемся одновременно смотреть под ноги, т.к. сыро и слользко, и слушать экскурсовода и осматривать шедевры природы. Вот перед нами удивительный каменный цветок, как в наших сказках Бажева.

Каменный цветок.,

Завороженно мы проходим мимо «Сторожа», 4-х метрового сталактита и выходим  на мост, с которого открывается прекрасный вид на богато украшенную стену Переднего зала и на самую мощную карстовую форму Пункевных пещер - сталагнат «столб Салма».

На мосту.

В другой части этого зала мы видим Зеркальное озеро. В нем отражаются интересные группы карстовых форм, кроме прочего и так называемый «Перевернутый зонтик», «Две совы», «Замок на скале» и двухметровый «Турецкий минарет».

По длинной лестнице мы поднимаемся в следующую пещеру зал  Рейхенбаха - несколько метров высокого пространства., а  дальше смотровая трасса ведет нас  через прекрасно украшенный Сталагмитовый коридор в Задний зал  и любуемся двумя сталагмитами с ровной поверхностью, напоминающие «Гнома и Вазу». Плоская поверхность образовалась на месте разбрызгивания воды, падающей с большой высоты. Здесь привлечет внимание длинный сталактит «Игла» и затем спускаемся по лестнице до маленького зала с мощным сталагнатом уникальной формы, который называют «Ангелом».

Перевернутый зонтик

Второй сталагмит

Гном и ваза

Пропасть Мацоха

Мы продолжаем осмотр и через искусственно созданный проход выходим прямо ко дну пропасти Мацоха (Мачеха). Отсюда перед нами открывается великолепный вид на монументальную скальную стену, высотой в 138 м.

Прямо на дне пропасти под площадкой видны два маленьких озера и, так называемое Яловое (пустое) корыто, из которого, выливается река Пунква. Горное озеро имеет глубину около 13 м, а  Нижнее озеро, через которое Пунква ныряет в следующие просторы, имеет, по данным подводных исследований, глубину 49 м.

Озеро на дне пещеры

Глубина пропасти Мацоха 138 метров.  Далеко вверху - деревья и скалы.   Задрав головы мы всматриваемся ввысь, пытаясь оценить высоту.

Пропасть Мацоха

Здесь мы останавливаемся и выслушиваем  легенду о Мацохе.

«В недалеком поселке Вилемовице жил вдовец о маленьким сыном Яничкем. Женившись во второй раз, привел сыну новую маму, а позже и братишку.

Между тем как Ян был очень здоровым ребенком, его брат постоянно страдал от болезней. Поэтому мачеха ненавидела своего пасынка и поверила старую злую бабу-ведунью, которая ей сказала, что если Ян умрет, так ее родной сын выздоровеет.

Поэтому злая мачеха заманила Яничка на край пропасти, чтобы он там собрал лесные ягоды, и столкнула его вниз. Мальчик, по-счастью, ухватился за ветки деревьев и начал звать на помощь.

Его услышали лесорубы, и спасли с помощью веревок. Мачеха, вернувшись домой, нашла своего сына мертвым. Взяв его тельце на руки, на половину сумасшедшая, она вернулась к пропасти и бросилась в ее темную глубину. С тех пор пропасть называют Мацоха (мачеха).»

Наша экскурсия продолжилась поездкой на фуникулере - мини-поезде.  Тут, конечно, нет слов. Мы проехали через несколько больших залов, это было очень здорово.

Затем  в одном из каменных гротов нас усадили в моторный  катер и началось наше  получасовое путешествие по подземной реке.

Вот это, конечно, настоящий экстрим. Я маленького роста, но порой и у меня возникало невольное желание пригнуться, настолько низко над нами нависал потолок пещеры.

Наше плавание продолжается по активному течению.  Под поверхностью воды мы видим освещенные Скальные мосты и проплываем по Сказочным озерам.

Путешествие на такой лодке по подземной реке.

Как будто из потустороннего мира, по реке Пунква мы медленно выплываем по низкому, освещенному дневным светом коридору, прямо до места выхода Пунквы из пещеры.

Тут кончается  подземная река и лодки выходят на свет божий.

В завершение экскурсии на фуникулере мы поднялись на верх и со смотровой площадки, полюбовались ущельем.

Раньше я, конечно была в пещерах в Новом Афоне, но  чешская природа действительно безупречна и поражает красотой и величием.. Моравский Крас - одно из самых сильных впечатлений всего путешествия. Такое нельзя забыть.

Просто Фантастика.

Теперь "домой"  Отель в Польше.

Приехали рано и попали в Величку

к сведению

Наш маршрут был рассчитан на 12 дней и в него вошли города Чехии: Прага – Чешски-Крумлов - Карловы-Вары –Кутна-Гора – Тельч – Валтице – Леднице – Микулов, – «Чешский Рай» – Моравский Крас – Замки Чехии и польский город – Краков.

Увидели, конечно очень много и всё прекрасно, ничего нельзя вычеркнуть...  Так что, читайте продолжение.

Соляная шахта Величка.  Автобусный тур по Чехии. (День десятый  ч.2).

"Чехия, памятники ЮНЕСКО и Чешский Рай" июнь 2010 г.