Норманно- арабское искусство

Собор в Монреале, Сицилия, с его галереей и мозаикой является самым знаменитым памятником норманнам

 

Как можно не любить эту галерею, это спокойное место, скрытое от глаз и предназначенное для глубоких размышлений, когда медленно проходишь через аркады», — писал французский писатель Ги де Мопассан о «чудесном монастыре в Монреале», галерея которого известна во всем мире как выдающееся произведение искусства. Ее размеры 47 на 47 метров, 228 колонн-близнецов обрамляют тенистый сад, причем ни одна колонна не похожа на другую — на каждой из них свои сюжеты и свои украшения. Хорошо сохранившаяся галерея являет вместе с собором уникальный пример норманнской архитектуры на Сицилии.

Согласно легенде, Богородица явилась во сне королю норманнов Вильгельму II (1154-1190 годы) и потребовала, чтобы тот воздвиг в Ее честь церковь и монастырь. Этот сон хорошо вписывался в политическую ситуацию. В конечном счете, из-за создания архиепископства в Палермо третий обладатель сицилийского королевского трона лишился некоторой части своей власти.

Вильгельм II начал обширное строительств в 1174 году. Монастырь он передал членам монашеского католического ордена клюнийцев, обеспечив себе, таким образом, поддержку и более сильного ордена бенедиктинцев. В настоящее время от великолепного комплекса сохранились только собор и окружная галерея. Жители города Монреале, а их на сегодняшний день примерно 27 000 человек, в шутку говорят, что они ощущают себя скорее норманнами, чем итальянцами.

Вид из внутреннего дворика: громадный кафедральный собор с галереей, продольным нефом и колокольней.

Как Сицилия стала королевством

Финикийцы, греки, карфагеняне, римляне, византийцы и арабы уже оставили на острове следы своего пребывания, когда вождю норманнов графу Рожеру I по поручению Папы удалось подчинить себе язычников-сарацинов. При его сыне Рожере II все норманнские территории были объединены в королевство Сицилия со столицей в городе Палермо. Уже в то время, а также при его наследниках Вильгельме I и Вильгельме II на острове началось бурное строительство, завершившееся основанием Монреале.

Этот комплекс стал жемчужиной норманно-арабского искусства, характерного для Южной Италии. Потому что, если в соборе видны какие-то изменения, связанные с более поздними пристройками, то строгий фасад с двумя сторожевыми башнями является по стилю чисто норманнским. Что же касается поэтической настенной росписи, то она выполнена в арабских традициях.

 

Крытая галерея Монреальского монастыря считается великолепным примером норманно-арабского стиля.

Первоначальное украшение церкви хорошо просматривается, прежде всего в трех приделах на восточной стороне. Средневековый обычай украшать стены церквей по великим праздникам христианства материей и коврами здесь мастерски выполнен в камне. Декоративные аркады, розетки и фризы в виде инкрустации из черной и белой лавы настолько искусно смешаны, что стены церкви выглядят, как украшенные коврами.

Библейские репродукции

Собор длиной 102 метра и шириной 40 метров построен в традициях латинской крестовой базилики с тремя нефами. Однако квадрат хоров образует собственный центр, подчеркнутый светом. Во внутренней части собора заметно влияние византийского стиля, части его расположены симметрично по отношению к центру.

Влияние исламской культуры сказалось на поперечном и среднем нефах и приделе, 6340 квадратных метров площади которых украшены удивительной мозаикой на золотом фоне.

Эти настенные украшения были выполнены в период между 1179 и 1182 годами византийскими и местными мастерами. Темы картин — сцены из Ветхого и Нового Завета. С точки зрения стиля они являют собой переход от ранее лишенных динамики картин (византийская мозаика) к живописи на золотом грунте.

Несмотря на сияние в центральном и поперечном нефах, все взгляды посетителей направлены на придел, который считается самым роскошным на сицилийской земле. На золотой основе здесь изображена Небесная иерархия. Над святыми помещена Богородица в окружении архангелов и апостолов.

Вид через главный неф на апсиду. Вверху видна конструкция балок потолка.

Над ними восседает Христос как единоличный властелин мира, как могущественный авторитет. Его фигура — 13,30 метра в высоту и 7 метров в ширину; в левой руке Он держит раскрытую книгу с надписью: «Я свет миру. Кто последует за мною, тот не будет ходить во тьме».

СООБЩЕНИЕ: От аэропорта в Палермо. Хорошее паромное сообщение о полуостровом Монреале находится от Палермо на расстоянии 15 км, до него легко доехать на автобусе или такси.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Как правило, собор открыт ежедневно.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Апсида с мозаикой, изображающей Иисуса Христа.