О мужестве протестантов

В церкви Николайкирхе в ЛЕЙПЦИГЕ звучали призывы, приведшие к краху ГДР

Лейпциг является купеческим городом. Он был основан в Средние века на пересечении двух оживленных торговых путей. Первое официальное упоминание о Лейпциге было сделано торговцами. Они и посвятили церковь, как это было принято, покровителю своего ремесла, бывшему епископу Мирликийскому Николаю. Дальнейший расцвет Лейпцига также связан с развитием торговли. Между 1156 и 1170 годами, когда Лейпциг получил статус города, там стали регулярно устаиваться ярмарки, которые, в конечном счете, приобрели известность во все мире.

Пасторская церковь Николайкирхе — главная церковь нового города. Первым строением была кирпичная базилика, построенная на заброшенном кладбище. По традиции она имела двойные романские башни.

Город и община тем временем развивались. Церковь стала слишком мала, и решено было произвести ее расширение. В восточной части пристроили готическую апсиду, а на северной стороне сохранившуюся до настоящего времени готическую капеллу. В 1452 году в церкви был установлен первый колокол, который использовался не только для религиозных целей; он звонил при пожарах. Сама башня служила пожарной каланчой вплоть до 1916 года.

Башня до недавних времен служила еще и пожарной каланчой.

Преобразование в зальную церковь

В 1507 году горожане решились на радикальную перестройку церкви. Во всяком случае, западная часть и восточные готические хоры затронуты не были. Ответственный за Лейпциг Мерзебургский епископ освятил в 1525 году необыкновенно просторную зальную церковь в стиле поздней готики. Это произошло за год до окончания Крестьянской войны, которая могла бы и не начаться, если бы не Реформация. Кстати говоря, горячая дискуссия Мартина Лютера с консервативным богословом Иоганнесом Эком состоялась именно в Лейпциге. После долгих споров вся Саксония приняла новое учение.

С 1539 года в Николайкирхе проходили службы по евангелическому ритуалу. Великий протестантский композитор Иоганн Себастьян Бах выступал не только в церкви Томаскирхе, но и в Николайкирхе, когда он приезжал в Лейпциг.

Очередная фаза строительства пришлась на тот же период. Здание стало ветхим, прежний романский портал грозил обвалиться, поэтому его пришлось снести и заменить на портал, существующий в настоящее время. Затем основательной перепланировке подверглись внутренние помещения церкви. Указанные работы производились с 1784 по 1797 год. Николайкирхе превратилась в протестантскую церковь в классическом стиле, с ясными линиями и светлыми красками. Она стала местом, приглашающим к самоанализу, к ясным мыслям, к благословению и причастию.

Различные фазы строительства отразились в наружном фасаде.

Было придумано новое церковное убранство, как для алтаря, так и для входа в церковь. Архитектора звали Фридрих Эзер. Это значительная фигура в истории немецкой классики. Родившийся в Братиславе, он получил образование в Вене, перед тем как отправиться в Саксонию и стать там придворным художником. В своем творчестве он перешел от позднего барокко к классицизму. Поэт Иоганн Вольфганг Гёте, который был еще и одаренным художником, несколько лет провел в Лейпциге, учась у Эзера.

Лейпцигские благословения

Последние вмешательства в архитектуру Николайкирхе пережила в начале XX века. Возник существующий ныне наружный фасад, хотя готическая основа осталась нетронутой. Ее происхождение можно обнаружить при очень внимательном изучении.

В главном нефе запечатлены ясные формы классицизма. Внутреннее убранство было обновлено в 1784-1797 годах Иоганном Фридрихом Карлом Дауте и Адамом Фридри хом Эзером.

С того времени архитекторы и строители только устраняют повреждения, вызванные временем и влиянием окружающей среды. Цвета времен классицизма были сохранены. По просьбе экологов в 2000 году, после санации крыши, с южной стороны установили солнечные батареи.

Слово «экология» имеет политический оттенок. То, что окружающую среду необходимо защищать любой ценой, относилось к основным лозунгам образовавшейся в ГДР оппозиции. Вообще говоря, образование оппозиции — это заслуга евангелической церкви, которая представляла ей кров и защиту. Особенно последовательно действовала в этом отношении Николайкирхе в Лейпциге.

С 1982 года здесь по понедельникам проходили благословения мирян. Люди, желающие уехать из ГДР, сидели на скамьях рядом с теми, кто стремился к радикальным пе­ременам в самой стране. Вскоре в го­рода начались демонстрации, участ­ники которых выдвигали все более настойчивые требования. Самая многочисленная демонстрация 9 октября 1989 года вышла на лейпцигскую Рингштрассе. Это был политический коллапс коммунистического режима Восточной Германии. «Таким образом, церковь стала благословением не только для группы людей, не только для конфессии какой-то части населения, а для всей страны», — сказал Кристиан Фюрер, в то время пастор Николайкирхе.

СООБЩЕНИЕ:

От международного аэропорта, расположенного недалеко от города. Хорошее железнодорожное и автомобильное сообщение по всем направлениям.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Как правило, церковь открыта ежедневно с 10.00 до 18.00. Возможны кратковременные изменения режима работы.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ;

Картины в помещении алтаря выполненные в стиле классицизма.