От верхненемецкого барокко

Церковь в Санкт-Галлене была центром монастырского

комплекса, корни которого уходят в VIII век

Монах Галлунус, родившийся около 550 года, рос в североирландском монастыре Бангор недалеко от Белфаста. Ирландия того времени, являясь цитаделью образования и набожности, посылала многочисленных миссионеров во все регионы Европы. Галлунус отправился в поездку с монахом по имени Колумбан. Дальнейшая судьба его спутника неизвестна. Сам Галлунус проповедовал во Франции Меровингов, в Бургундии и на Боденском озере, где в долине близ Штейнаха построил небольшой скит и собрал вокруг себя учеников. Умер он в возрасте свыше 90 лет.

Монах-бенедиктинец Отмар превратил его скит в монастырь и дал ему имя Галлунуса. Монастырь быстро развивался и вскоре стал богатым и могущественным. Город, который рос за стенами монастыря, равно как и кантон, в котором он был расположен, также получили имя святого.

У монастыря Санкт-Галлен богатая история. В Средние века здесь были написаны известные стихотворения, в невмах — прежней форме нотной грамоты — сохранились церковные песнопения.

Монастырь до 1805 года

Монастырь получил свободу от центра и управлялся епископами. В период Реформации он восемь лет был евангелическим, прежде чем вернулся к католицизму. Отголоски Великой французской революции нарушили разумную жизнь служителей Господу. Временно в соборе останавливались войска Наполеона, а в 1805 году монастырь и вовсе был закрыт. С этого времени монастырская церковь служила вновь созданному двойному епископству Санкт-Галлен в качестве кафедрального собора.

Тому, кто стоит на просторной площади, открывается великолепное здание в стиле барокко.

Двумя великолепными башнями в стиле барокко монастырь Санкт-Галлен украсил свою церковь, построенную в 1755-1766 годах.

По нему совершенно не заметно, что его корни уходят далеко в глубь истории, в VIII век. Интересно посетить бывший винный погребок монастыря, который служит сейчас в качестве ризницы; там хранятся бесценные реликвии прошлых времен. От старого романского строения в соборе сохранилась крипта.

Площадь кафедрального собора по своим размерам приблизительно соответствует площади предшествующей ему готической монастырской церкви. Первоначально здесь стояла базилика, построенная в 838-839 годах. Базилику постоянно расширяли и перестраивали, в последний раз — в середине XV века. Хроника свидетельствует о многочисленных опустошительных пожарах. Строительство церкви в стиле барокко было начато в 1623 году мастерами из австрийской земли Форальберг. Нынешнее убранство, по крайней мере, в интерьере, появилось в 1755 году.

Алебастр как элемент стиля

Собор, который теперь носит имена своих основателей монахов, является величественным зданием Галлунуса и Отмара, с колоннами, ротондой и двойными хорами. Перед нами постройка типичного верхненемецкого барокко, во всяком случае, это можно сказать об убранстве интерьера, хотя наружное оформление несколько отстает. В разработке проекта участвовали Петер Тумб, Иоганн Каспар Вагнато и Иоганн Михаэль Бэр. В строительстве пожелал принять участие и Габриэль Лозер — монах из монастыря.

При желании здание собора можно сравнить с франкской церковью Четырнадцати святых, где очевиден переход от позднего барокко к рококо. Известно, что художник по имени Йозеф Антон создал в соборе Санкт-Галлунуса и Отмара скамейки для хоров. Как было принято в то время, строители произвели большое количество штукатурных работ. Материалом для четырех алтарей в ротонде, выполненных Фиделем Шпорером стал алебастр.

Именно ротонда в сочетании с базиликой делает собор в Санкт-Галлене уникальным. Она отнюдь не тяжеловесна, чтобы довлеть над всем строением, и не нависает, как это часто бывает, над средокрестием, поскольку в церкви нет трансепта. Ротонда делит продольное пространство на две просторные половины, в каждой из которых есть хоры. Несмотря на главный алтарь с его громадной барочной картиной, посвященной Вознесению Марии, ротонда привлекает к себе все взоры.

Если смотреть на центральный неф и ротонду, то заметно, что в интерьере превалирует белый цвет колонн.

 Здесь также имеются и другие живописные картины. Среди них выделяется «Страшный суд» неизвестного мастера.

Потолочные фрески выполнены исключительно в мрачных тонах, что эффектно контрастирует с белизной колонн и стен. Имеющийся в соборе орган состоит из двух частей. На скамейках хоров большое количество рельефных изображений, позолоченных фигур в рокайле на светлом фоне.

Знаменитый читальный зал

К собору примыкает его бывший двор. Библиотека, когда-то принадлежавшая монастырю, заслуживает отдельного упоминания. Это одно из самых древних и известных собраний во всем немецкоязычном регионе. Читальный зал представлен в стиле чистого рококо, так же как и интерьер церкви. К реликвиям архива относится подробный план монастыря, датированный 820 годом, который иногда экспонируют. В его подлинности никто никогда не сомневался.

 

Всемирно известный Зал манускриптов библиотеки с интерьером в стиле рококо.  Зал был построен по проекту архитектора Петера Тумба.

СООБЩЕНИЕ:

Из Цюриха по железной дороге или по автобану.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Как правило, церковь открыта ежедневно с 09.00 до 18.00, однако во время богослужений и исповедования допускаются только верующие.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Большой зал библиотеки с его уникальным интерьером.