Первый небоскреб

Строительство кафедрального собора в КЁЛЬНЕ - чуда готики - было завершено более чем через 600 лет

Снова и снова испытываешь откровенное удивление, когда стоишь перед кёльнским кафедральным собором, потому что взгляд, как будто бы притянутый магической силой, поднимается ввысь и скользит по тысячам башен. В самом соборе посетитель также испытывает шок. Кажется, что в самом импозантном соборе мира ничто не может удержать человека на земле. Церковь вмещает 20000 верующих. На празднике по случаю окончания строительства под ее сводами собралось именно столько народу. Хвала Богу за это! Но почему же именно Кёльн, почему именно здесь, на Рейне?

Вечернее освещение великолепного архитектурного произведения: Кёльнский кафедральный собор. На переднем плане - Рейн с его историческим железнодорожным мостом.

На том месте, где сегодня стоит церковь с ее воздушными башнями, в окружении дорожного движения и беспокойного вокзала, раньше находился языческий храм. Затем были различные культовые постройки, последняя из которых — пятинефовая романская базилика. Когда же из близлежащей Франции подул свежий ветер перемен, то одной базилики кёльнцам показалось недостаточно. Они разобрали ее, и архиепископ Конрад фон Хохштаден заложил в 1248 году первый камень кафедрального собора, которому (скромными пусть будут другие строения!) надлежало стать самым большим в мире церковным зданием.

В основном план кёльнского собора заимствован у собора в Амьене, в частности, на вооружение была взята замечательная система контрфорсов. Во всяком случае, истинное богатство пряталось внутри: кроме многочисленных реликвий Кёльнское епископство владело мощами Святых волхвов, или Трех Королей, которые при императоре Фридрихе Барбароссе привезли из Милана на Рейн в качестве военного трофея. Эти реликвии стали одной из святынь собора; после коронации в Аахене императоры приезжали сюда, чтобы принести жертву у раки Трех Королей.

Кран остановился

Строительство успешно продолжалось целое столетие. К 1322 году закончили расширение хоров и начали работы на западном фасаде. Через 80 лет южная башня уже достигла высоты колокольни. Но удивление и восхищение вызывали, прежде всего, хоры с их стройными свайными кустами. Длина хоров составляет 41 метр, ширина — 45 метров, сказочная высота центрального нефа — 43 метра, а высокие стрельчатые 17-метровые окна способны были вызвать головокружение. Петрарка в 11333 году назвал церковь «высочайшей».  

Однако в 1500 году с птицей-фениксом было покончено. После ряда естественнонаучных открытий люди отвернулись от неба, обратили взоры на землю и забыли про кафедральный собор. В 1560 году строительные работы были официально прекращены. Ручной подъемный кран, который в течение столетия поднимал строительный материал на головокружительную высоту, стоял теперь как громадная лошадь, привязанная к башням в качестве напоминания о том, что однажды строительство может возобновиться.

После разрушений, учиненных Наполеоном, в начале XIX века неожиданно пришло спасение: готика снова стала модной, и известные личности, такие, как коллекционер Буасере, поэт Иоганн Вольфганг Гёте и знаменитый архитектор Карл Фридрих Шинкель, выступили за завершение строительства.

 

 

«Кёльнский кафедральный собор в 1824 году перед возобновлением строительных работ». Чеканка по стали 1857 года, выполненная по рисунку строителя собора Эрнста Цвирнера.

Этой идеей был воодушевлен Вильгельм IV — романтик на королевском троне, который считал завершение строительства символичным для Германии. В 1842 году он сам заложил первый камень, и в 1880 году кафедральный собор был освящен. Более чем через 600 лет после начала строительства чудо света на Рейне обрело завершенные черты, и жители Кёльна устроили грандиозные торжества, как они это умеют делать.

Фигура святого Христофора в среднем нефе кафедрального собора.

Рака Трех Королей

В интерьере главенствовали элементы, выполненные в Средние века, такие, как хоры, восхищающие почитателей искусства. Сюда же относятся многочисленные предметы, среди которых почетное место занимает знаменитая рака Трех Королей, одно из красивейших средневековых ювелирных изделий.

Значительными произведениями являются также захоронение Конрада фон Хохштадена и хоры со 104 скамьями, которые считаются самыми большими средневековыми хорами в Германии.

Но что значил бы собор без его окружения? Когда в XIX веке при грандиозной перестройке готовили площадку для строительства, своего рода террасу на высоких сваях, то для осуществления этого проекта беспощадно снесли дома в стиле барокко и даже две церкви.

Сегодня площадь перед собором представляет собой уникальное слияние культур. Художники рисуют виды собора и портреты туристов, люди болтают и флиртуют. И никогда не перестают удивляться «первому в мире небоскребу».

 

СООБЩЕНИЕ:

От международного аэропорта в Дюссельдорфе.   Хорошее железнодорожное и автомобильное сообщение по всем направлениям.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Церковь открыта ежедневно с 9.00 до 19.00. Доступ туристов прекращается во время богослужения.

РЕКОМЕНДОВАНО К .ОСМОТРУ:

Предметы искусства в сокровищнице.