Петергоф

История Петергофа началась в тот мо­мент, когда Петр I решил создать загород­ную резиденцию близ своей новой столи­цы - Санкт-Петербурга. 

По его замыслу Петергоф, что в переводе с немецкого оз­начает «двор Петра», по блеску и величию должен был превзойти Версаль. Основной «изюминкой» Петергофа должны были стать многочисленные фонтаны, которые император очень любил.

Однако Петр не ограничивался только приказами - до на­ших дней уцелели его собственноруч­ные рисунки и чертежи будущих зданий с многочисленными пометками и исправ­лениями. Судя по этим документам, Петр I не только разработал общую планировку ансамбля загородной резиденции, но и приложил руку к его декоративному оформлению. Хотя Петр так и не увидел свою резиденцию законченной, большая ее часть была возведена при его жизни.

Болъшой каскад и Большой дворец

Ядром всего комплекса стал Большой дворец, обращенный фасадом к морю, с террасы которого открывается замеча­тельный вид на Большой каскад с гротом и морской канал. Дополняют ансамбль Верхний и Нижний парки, на территории которых расположились многочислен­ные фонтаны, сады, дворцы и павильоны.

Морской канал и аллея фонтанов

Одной из уникальнейших особеннос­тей Петергофа является водовод для фон­танов, вода по которому подается из мес­течка Ропша, расположенного в 22 км от Петергофа. В системе снабжения фонта­нов не используются водонапорные со­оружения - вся система основана на принципе сообщающихся сосудов, то есть вода самотеком идет до накопительных бассейнов Верхнего сада, а затем в фонтаны Нижнего парка. Автором этого водово­да стал русский инженер Василий Туволков, учившийся в Голландии и Франции.

Дворец Монпжзир

Большой дворец первоначально заду­мывался как небольшая резиденция, пред­назначенная скорее для отдыха, чем для пышных дворцовых приемов и балов. Именно такой проект, в стиле «петровско­го барокко», был выполнен архитекторами И. Браунштейном и Ж.Б. Леблоном, а потом доработан Н. Микетти. Однако спустя 20 лет после окончания строитель­ства, в 1745 году, дворец начал перестраи­ваться по приказу Елизаветы Петровны в гораздо более величественное здание. На этот раз архитектором выступил зна­менитый Б.Ф. Растрелли, сумевший за 10 лет превратить первоначальное здание в роскошный дворец с богато украшенными парадными залами и расписными по­толками.

Фонтан «Самсон, разрывающий пасть льву»

Надо сказать, что одной из целей стро­ительства Петергофа было прославление победы России в Северной войне, одним из символов которой стал Большой каскад с гротом. Это грандиозное сооружение включает в себя 64 фонтана и 255 скульп­тур и других декоративных украшений. Центральное место в Большом каскаде было отведено фонтану «Самсон, разры­вающий пасть льву». По первоначальному замыслу этот фонтан должна была укра­шать фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, но затем в процессе стро­ительства Геракл был заменен на Самсона. Не последнюю роль в этой замене сыграл тот факт, что лев и тогда, и теперь являет­ся одним из символов Швеции, что под­черкивало победу русского оружия.

Римский фонтан

К сожалению, в итоге Петергоф по­стигла печальная участь. Превращенный при советской власти в музейный ком­плекс, он спокойно бы сохранился до на­ших дней, если бы не Великая Отечест­венная война, во время которой в течение почти 3 лет в Петергофе хозяйничали не­мецкие оккупанты. Последствия были ужасающими - большая часть архитек­турных памятников и подземных водово­дов была уничтожена, парки были переко­паны и заминированы, произведения ис­кусства вывезены в Германию.

После войны, в течение десятков лет кропотливой работы, по сохранившимся чертежам, фотографиям и рисункам был воссоздан облик Петергофа таким, каким он был в лучшие свои годы.

Знаете ли вы, что...

- Петергоф - это дворцово-парковый ансамбль и музейный комплекс близ Санкт-Петербурга

- Петергоф был задуман как загородная ре­зиденция императора Петра I

- 17 мая 1964 года впер­вые после Великой Оте­чественной войны му­зейные залы были от­крыты для широкой публики

- фигура Самсона, ук­рашавшего одноимен­ный фонтан, утрачен­ная во время немецкой оккупации, была вы­полнена в 1801 году русским скульптором М. Козловским

- в 1966 году в Петер­гофе снимался фильм «Три толстяка»

- на территории Петер­гофа находятся два одинаковых по конст­рукции и украшению фонтана, называемых «Римскими». Они полу­чили такое название потому, что были ско­пированы с фонтанов, установленных в Риме на площади Святого Петра