Представляет Фландрия

Либфрауэнкирхе в АНТВЕРПЕНЕ - памятник богатству бюргеров и великолепию готики

Несомненно, к этому приложили руку высшие силы, если смогли построить устремленную в небо башню высотой 123 метра с такой филигранной работой, что возникает ощущение, будто она растворяется в воздухе. Эту башню, однако, поцарапал сам сатана, оставив там черные пятна, говорили в средневековом Антверпене.

А сейчас? Собор, который находится в центре города, в окружении маленьких домов, построенных ранее на церковной земле, продолжает удивлять людей, толпами теснящихся у него. Несмотря на гигантоманию, с которой проектировалась эта церковь (семь нефов и трансепт), она не слишком дорого обошлась казне.

 

На снимке виден собор, площадь Марктплатц и Старый город, а также башня с филигранной работой резчиков по камню.

В этом строении заключено не только чудо, но и история Антверпена. Потому что в XVI, так называемом золотом веке на Шельде не стали довольствоваться и семью нефами. Карл V повелел пристроить еще два; он сопроводил это словами: «Памятник в Антверпене стоит целое королевство». Однако нефы так и не были построены. Это свидетельствует о том, что, скорее всего, в королевстве не хватило денег.

Строительство длиною в 170 лет

Первоначально на месте собора стояла маленькая капелла, которая была расширена до импозантной романской церкви. В середине XIV века начались работы над готическим собором, которые продолжались 170 лет. При длине в 119 метров и с крышей размером с гектар, а также с 128 витражами она стала представительным строением фландрийской готики, которое должно было украсить экономическую столицу.

После переноса торговых контор из Брюгге в Антверпен, открытия Америки Колумбом и передачи привилегий императором Максимиллианом Антверпен занял важное место среди торговых городов Европы. Здесь имели свою резиденцию свыше 1000 контор, торгующих пивом, брокатом, золотыми и серебряными изделиями, полотном, специями и шелком. Только когда в 1576 году город был разграблен испанцами под предводительством полководца Фарнезе, а блокада Шельды отрезала торговые пути, начался период упадка.

В начале XVII века очень медленно опять стала расцветать культурная жизнь, и в этом принимал участие художник, гигантский труд которого превратил антверпенский собор в место паломничества любителей искусства. Как дипломат, глубоко уважаемый в Испании, Питер Пауль Рубенс поселился в Антверпене, а как художник написал для собора три громадные картины: «Снятие с креста», «Установка креста» и, наконец, картину для алтаря «Вознесение Марии». «Мой талант имеет такие черты, — писал он, — что ни одно дело, каким бы большим и многоплановым оно ни было, не сможет никогда превзойти мою веру в себя».

Питер Пауль Рубенс. «Снятие с креста".

Салют в честь картин Рубенса

Вместе с картинами «князя художников» собор опять приобрел блеск, а громадные полотна очень полюбились жителям за их чрезвычайно динамичное изображение, наполненность жизнью и силу красок. Наполеон был настолько очарован картинами, что после завоевания бельгийских провинций распорядился отвезти их в Париж. Когда через 20 лет картины опять возвратились в Антверпен, то в их честь гремели пушки и звонили все колокола.

Вообще XIX век стоял под знаком восстановления интерьера, разрушенного и разграбленного революционными войсками. Хотя от реставрации алтарей, изготовленных ремесленниками, и отказались, но вместо них начали устанавливать богато украшенные алтари с фигурами святых и Девы Марии. Затем разразился спор, в каком стиле должен быть восстановлен собор: в стиле классицизма или неоготическом, который больше отвечал духу вновь окрепшего католицизма.

Сторонники неоготики одержали верх, и сегодня церковь представлена приблизительно в едином стиле с резными деревянными скамьями для хоров, венцами капелл и алтарем в Святой капелле. Витражи были также изготовлены в неоготическом стиле со сценами из богатой событиями истории города. Тем не менее, барокко представлено роскошной кафедрой, органом и поистине изумительным распятием.

Вид на свод купола.

Во время обеих мировых войн собор не пострадал, однако в 60-е годы проявились повреждения, связанные со строительным раствором, так что на реставрацию потребовались десятилетия. В настоящее время работы в основном завершены.

Тот, кто сегодня проходит под гигантскими колоннами и наслаждается многочисленными произведениями искусства, поймет, почему Карл V был готов отдать за этот памятник свое королевство. Самая большая и самая прекрасная церковь Бельгии того стоит.

Сцены из повседневной жизни собора. Картина Гендрика Стинвийка и Яна Брейгеля, написанная около 1600.

СООБЩЕНИЕ:

Хорошее железнодорожное и автодорожное сообщение со всех направлений, можно от аэропорта в Антверпене или Брюсселе.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Как правило, с понедельника по пятницу собор открыт с 10.30 до 17,00, по субботам - с 10,00 до 15.00, По воскресеньям и в праздничные дни с 13.00 до 16,00,

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Картины Рубенса в боковом отсеке.