Примациальный дворец в Братиславе

Этот импозантный розовый дворец был построен для кардинала Иосифа Батхани

- остергомского архиепископа и примаса венгерского в 1778 - 1781 годах. Здание принадлежит к сокровищницам классической архитектуры Словакии, оно было построено по проекту архитектора Мелхиора Гефела. Уже в 1370 году упо­минается о существовании на этом месте дома епископа. После захвата Остергома турками в 1543 году тогдашний архиепи­скоп вынужден был избрать Прешпорк новым убежищем.

Он переселился в прекрасную готическую резиденцию своего предшественника, которая уже тогда считалась самой представительной по­стройкой города.

Вид на Примациальный дворец. Цветная гравюра, 19 век.

 

Крышу дворца украшают аллегорические статуи.

Здание постоянно перестраивалось с целью всегда быть готовым принять здесь короля. В 1563 году по всей вероятности здесь состоялось засе­дание венгерского сословия и в том же году здесь проходит пир после первой прешпорской коронации Максимилиана Второго, поселившегося временно вместе с семьей во дворце архиепископа. Этот старинный дворец в 18 веке был заменен теперешним, так как прежний считался недостаточно представительным.

Над тимпаном (треугольном поле фронтона) дворца размещен герб архиепископа Батхани, прикрытый кардинальской шляпой.

После губительного пожара града в 1811 году здесь, время от времени, останав­ливались венгерские короли. Но еще до этого пожара во дворце поселился Лео­польд Второй после своей коронациии в 1790 году. Зеркальный зал стал впервые местом коронационных балов в 1830 году при Фердинанде Пятом, поселившемся во дворце.

Система дворов из Примациального дворца приводит посетителей в живописный двор дома Руткая 16 века с аркадами.

В 1805 году в Примациальном дворце произошло значительное историческое событие.

26 декабря в Зеркальном зале был подписан Прешпорский мир после сражения у Аустерлица.

Вследствие под­писания договора император Франтишек Первый лишился большой части страны, Наполеон наоборот добивается вершины своей власти. В память об этой гранди­озной победе одна из улиц Парижа, веду­щая к Шамп-Элисе получила название " гuе dе Ргеssbourg".

В скульптурной группе ангелов запечатлен в двух буквах "Ц" и "И" девиз архиепископа "Сlementia  et Iustitia"-"Умеренность и Справедливость".

Мирный договор был подписан между Австрией, представ­ленной князем Лихтенштейном и напо­леоновской Францией, представленной министром Талейраном.

Помещения Примациального дворца, доступные общественности, хранят уникальную серию английских гобеленов 17-го века.

За несколько дней до этого сражения город оккупировало 10 000 французских солдат. По пути в Моравию, у Аустерлица, они встретились с австрийской и русской армией. В сражении, продолжавшемся всего лишь несколько минут, участвовало около 180 000 солдат, из которых 50 тысяч погибло.

В 1809 году французы снова по­являются у стен города, но на этот раз город мужественно защищался от врагов. Под руководством маршала Даву город осаждает г 18 000 французских солдат с другого берега Дуная. Несколько недель город подвергался артиллерийскому об­стрелу.

 

Шестью прекрасными гобеленами, сотканными для короля Чарльза Первого, восхищаются сейчас люоители искусства.

Весть о победе французов у Ваграми способствовала тому, что город сдался противнику. Бомбардировка уничтожила значительные части города, о чем до настоящего времени свидетельствуют пушечные ядра в стенах некоторых домов.

Фонтан со статуей святого Георгия во дворе Примациально-го дворца был сделан в 17. веке.

На втором этаже Примациального двор­ца, доступного общественности, посети­тели восхищаются красотой помещений для торжественных приемов, Зеркаль­ным залом, в котором был подписан Прешпорский мир и также капеллой св. Вла­дислава.

Здесь находится художественное сокровище города - серия английских гобеленов 17 века, состоящая из шести частей и изображающая легенду о Геро и Леандре. До настоящего времени не решен вопрос, каким путем гобелены из Англии попали в этот город. Вероятной

кажется версия, по которой они были предназначены королю Чарльзу Первому Стюарту, потом перешли в руки респу­бликанцев под руководством Оливера Кромвеля, которыми и были проданы. Их происхождение связано с королевской мануфактурой в Мортейлеке у Лондона, основанной английским королем Джейм­сом Первым в 1619 году по образцу ткац­ких мастерских французского короля Генриха Четвертого.

Серия гобеленов, находящаяся в Примациальном дворце соткана фламандскими ткачами по ри­сункам Франца Клайна в период, когда мануфактурой руководил сэр Францис Крейн.

Шестью прекрасными гобеленами, сотканными для короля Чарльза Первого, восхищаются сейчас люоители искусства.

В 1903 году дворец был продан городу архиепископом и стал перестраиваться. Элегантный фасад самого замечательного дворца города принадлежит сегодня братиславской ратуше.

Постепенное обнаружение серии гобеле­нов под обоями стен вызвало сенсацию, о которой писали газеты всей монархии. Сделаны они из шелковой шерсти и бла­годаря органическим краскам и темноте, в которой долгое время были спрятаны, первоначальные краски сохранились. Неизмеряемой является художественно-историческая ценность городских гобе­ленов, единственной серии с королевским знаком Мортлейна.

Такие гобелены, или некомлектные серии хранятся еще только в частных коллекциях Англии и Швеции.