Пример для Балтики

Собор Девы Марии в столице Латвии Риге был построен в XIII веке

Центральная часть Риги примечательна застройкой в стиле модерн. В Европе найдется немного городов, где аrt nоuveay представлено в таком количестве, как в городе на Балтийском взморье.

 Строители в большинстве своем были местные, одного из них звали Михаил Эйзенштейн — это отец прославившегося впоследствии советского кинорежиссера Сергея Эйзенштейна. Сергей Эйзенштейн поставил не только всемирно известный фильм «Броненосец Потемкин», но также и фильм «Александр Невский», яркий рассказ о жизни новгородского князя, одержавшего в 1242 году победу над рыцарями Ливонского ордена на льду Чудского озера.

Эйзенштейны были евреями. Говорили они на русском языке, который в то время был в Риге государственным языком. Тем не менее. они прекрасно знали немецкий, ибо многое в городе было пронизано немецким духом. Хотя Рига с 1710 года входила в состав Российской империи, едва ли не половину ее населения в XIX веке составляли немцы. Исконные латыши по своему социальному статусу значительно уступали и им, и русским. Как правило, это были крестьяне или поденщики.

Подобное неравенство способствовало росту борьбы за национальную автономию, которая черпала силы, обращаясь к прошлому, и ратовала за развитие собственной культурной традиции. Этнолог Кришьянис Бароне собрал шесть толстых томов народных песен — дайн. Он издал их совместно с ученым немецкого происхождения Виссендорфом. В свой деятельности он опирался на идеи другого немца, друга и последователя Гёте, Иоганна Готфрида Гердера, который родился в Риге и с 1764 года служил в родном городе проповедником. На Домской площади Риги ему поставлен памятник.

Город, основанный епископом

В советские времена процент немецкого населения города значительно сократился. Хотя Рига продолжала считаться полиэтническим городом, большую часть его нелатышского населения, как и повсюду в стране, составляли русские. Это произошло в результате политики русификации, проводимой Советским Союзом.

В 1991 году, когда была признана независимость Латвии, русские имели неоспоримое преимущество в численности. Однако с этого момента они чувствовали себя здесь людьми низшего сорта. На обретение гражданских прав в современной Латвии может претендовать только тот, кто безукоризненно владеет латышским языком.

Рига была известна с 1198 года. В 1201 году в небольшое даже по тем временам поселение прибыл епископ Бременский Альбрехт фон Буксгевден с целью подчинить про­живающие здесь балтийские племена и вести среди них миссионерскую деятельность. Ему помогали рыцари ордена меченосцев, поработившего всю страну. Как свидетель­ствуют летописи, епископ заручился и военной поддержкой другого государства — Дании. В 1253 году Рига стала епископством, а в 1382 году вступила в Ганзейский торговый союз.

Епископским храмом города был собор Пресвятой Девы Марии, самый большой среди культовых построек на Балтике. Своим основанием он обязан также епископу Альбрехту фон Буксгевдену. Строительство собора началось в 1215 году. За образец были взяты крупные романские храмы Центральной и Южной Европы.

Барочный кивер башни Домского собора высится над старым городом.

На первоначальном этапе здесь были хоры и поперечный неф. От ранних времен до нас дошли зал капитула, галерея и монастырский двор, который непосредственно граничит с собором. 1 Продольный и боковые нефы.

Собор был задуман как трехнефная базилика. Примерно в 1230 году было решено перестроить его на манер вестфальской зальной церкви, но в конце XIII века вновь верну-

лись к базилике. Таким образом, план строительства несколько раз изменялся. Похоже, доживший до наших дней Домский собор вобрал в себя все, что вообще свойственно культовой архитектуре Прибалтики. Это касается и готических надстроек — не хватает только контрфорсов.

Вид на алтарную часть. Стеклянные окна XIX века.

Готические надстройки возвышаются над центральным и двумя боковыми нефами. В более поздние времена появились капеллы. Примечательной деталью модерна является маньеристский многогранный купол с барочным кивером.

От раннего средневекового оформления внутреннего пространства храма ничего не осталось, росписи были уничтожены иконоборцами в эпоху Реформации. Уцелело только несколько исторических надгробий. В соборе сохранилась красивая барочная резная кафедра и фрагменты скамей. Витражи с историческими сценами относятся к XIX веку.

В 1601 году в соборе был установлен проспект органа, творение Якоба Ра-аба; сам орган, который значительно моложе, изготовлен в швабском горо­де Людвигсбурге и широко славится своим глубоким звуком.

Проспект органа, созданный в 1601 году, является бесценным достоянием собора. 7000 трубок установлено в 1884 году. 

СООБЩЕНИЕ:

От международного аэропорта Риги. Воздушное сообщение с Германией. Железнодорожное сообщение с Берлином, Санкт-Петербургом и другими крупными городами.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Как правило, с 10.00 до 18.00; возможны временные изменения.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Зал капитула и крытая галерея примыкающего к собору монастыря.