Романский стиль на берегу Тормеса

Старейшая часть собора в САЛАМАНКЕ относится к XII веку

Роман «Лазарилло с Тормеса» вышел в 1553 году. Его главный герой — удачливый пройдоха, плут, завоевывающий женщин и обманывающий мужчин. Река Тормес протекает через город Саламанку, расположенный на северо-западе Испании. Можно предположить, что анонимный автор первого плутовского романа на испанском языке жил именно там.

В Средние века город Саламанка был центром гуманистической учености. Основанный в 1218 году, Саламанкский университет принадлежит к старейшим учебным заведениям мира, а Папский университет, расположенный в этом месте, старше его почти на сто лет. Здесь преподавал Фрэй Луис де Леон, испанский Эразм Роттердамский, в числе студентов был Мигель де Сервантес, автор «Дон Кихота». До наших дней сохранились старые здания университета, по праву известные своим фасадом, выполненным в стиле испанской поздней готики с исламско-мавританскими влияниями — платереско.

Золотой природный камень

Университетские корпуса были построены из желтого природного камня, добывавшегося в Вилламайоре, так же как и оба собора, выходящие на Королевскую площадь, самую красивую площадь города. Северный вход в Новый собор также построен в стиле «платереско» и очень походит на фасад университетского здания, расположенного в непосредственной близости.

Часть хоров Старого собора со средокрестием XII века и Золотым петухом.

Старая и Новая церкви стоят так близко друг к другу, что их можно считать единым архитектурным комплексом. Более того, Новая церковь повторяет очертания Старой, хотя не в зеркальном отражении. Новая церковь была построена между 1513 и 1733 годами частично в стиле поздней готики, частично в стиле барокко. Старая церковь была воздвигнута между 1100 и 1200 годами, её создатель, оставшийся неизвестным, точно следовал романскому стилю, который имеет в Испании особую историю и соответственно особую эстетику.

Продолжение позднего античного периода

Так как до V века Испания входила в состав Римской империи, романский стиль означает здесь прямое продолжение позднего античного периода. Горизонтальные проекции, формы и орнаменты были скопированы с римских оригиналов, а если нет, то все равно легко узнаваемы. После нашествия мавров (начало VIII века) стала господствовать совершенно иная культура с новыми эстетическими канонами. Столетия мавританского владычества создали особый вид смешанного иберийского стиля, или стиля платереско.

Ближе к небу: вид на своды большого купола.

Битва при Ковадонге (718 год) положила начало Реконкисте — отвоеванию захваченных земель у арабов.

Около 1100 года мавры были изгнаны из Галиции, Леона, Астурии и Кастилии. Это было время торжества романского стиля в Европе, и этим стилем широко пользовались иберийский архитекторы. Однако они не смогли или не захотели полностью отказаться от элементов арабской архитектуры. Отличительными чертами испанского романского стиля являются, например, колонны, стоящие рядами друг над другом. Старый собор Саламанки наглядно демонстрирует это.

Влияние мавров

С моста через реку Тормес открывается чудесный вид на панораму собора. Мост когда-то был продолжением улицы, построенной римлянами.

Вид на собор с двумя купольными башнями.

Войти в собор Санта-Мария-де-ла-Седе можно через Пуэрта-де-Акре, портал в правом боковом нефе Нового собора. Старый собор представляет собой сводчатую базилику, а то, что своды отчетливо переходят в шпили, можно считать непосредственным обращением к архитектуре мавров. Продольный неф — очень простое, но очень достойное и поднимающее настроение сооружение. На богато украшенных капителях колонн можно видеть головы и туловища зверей, фигуры людей.

Придел представляет собой монументальную надстройку над главным алтарем с 53 картинами, рассказывающими о жизни Иисуса Христа и Девы Марии. Эти картины, равно как и фреска на своде, представляющая Страшный суд, относятся к середине XV века и написаны художником Николасом Флорентино. Композиционным центром надстройки является фигура Святой Девы — Virgen dе1а Vеgа. Она отделана бронзой и украшена драгоценными камнями.

Особое впечатление производит башня средокрестия. Подобные строения вообще характерны для испанского романского стиля, но в Саламанке оно, пожалуй, самое впечатляющее. Наверху, на сужающейся крыше купола, стоит петух, который и дал название надстройке: Петушиная башня. На испанском языке оно звучит более помпезно: Lа Тогге dеl Gаllо.

При великолепной отделке не был забыт и боковой неф с устремленными вверх стрелами. 

СООБЩЕНИЕ:

От международного аэропорта в Мадриде, далее на северо-запад по автобану. Можно доехать и по железной дороге.

ВРЕМЯ РАБОТЫ:

Как правило, со вторника по пятницу с 10.00 до 14.00 и с 16.00 до 19.00, по понедельникам - с 16.00 до 19.00, по субботам - с 10.00 до 14.00.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Главный алтарь Старого собора с его 53 картинами.

 

 

Ближе к небу: вид на своды большого купола (внизу справа).