Символ Запада

Церковь Гедехтнискирхе в БЕРЛИНЕ была разрушена во время Второй мировой войны. Пристройка превратила ее в символ города

В Берлине есть две епископские церкви: одна католическая и одна евангелическая. Обе стоят в центре города, недалеко от площади Шлоссплатц, и обе в определенной степени знамениты. Католический собор Святой Ядвиги — классическое центральное строение с куполом — является произведением двух известных берлинских архитекторов Кнобельсдорффа и Буманна.

Другой известный берлинский архитектор Карл Фридрих Шинкель построил протестантский кафедральный собор рядом с городским замком, который показался последнему немецкому кайзеру недостаточно представительным, и он приказал его снести. На этом месте архитектор Юлиус Рашендорфф должен был построить новую церковь. По мнению многих, она получилась безобразной. Тем не менее, нельзя отрицать, что ее главный купол вписывается в панораму Берлина, так же как купола Новой синагоги и филигранные стеклянные купола в здании Рейхстага.

Однако наиболее почитаемая церковь города находится совершенно в другом месте, в районе Шарлоттенбурга, в начале знаменитой улицы Курфюрстендамм. Гедехтнискирхе — церковь Кайзера Вильгельма — представляет собой и руины и новую церковь одновременно. Мотив решения о возведении этого храма содержится уже в самом названии. Он должен был напоминать о немецком императоре Вильгельме I Гогецоллерне, который скончался в 1888 году в возрасте 91 года.

Рядом с руинами старой церкви архитектор Эгон Айерманн построил современную башню.

Романский стиль в качестве образца

Шарлоттенбург, тогда еще самостоятельный город, как раз собирался составить конкуренцию старой имперской столице на востоке. Улица Курфюрстендамм и близлежащие улицы застраивались дорогими многоквартирными домами, предназначенными для зажиточной публики. В начале улицы принято было ставить представительное здание; площадь, на которой оно должно было появиться, стала называться позднее площадью Августы Виктории — невестки Вильгельма I и старшей дочери легендарной британской королевы Виктории.

Строительство Гедехтнискирхе было завершено за четыре года работ в 1895 году. Ее архитектором был Франц Швехтен. Полностью обращенный к духу истории, он решил возводить храм в стиле позднего романизма — этот стиль характерен для всех больших кафедральных соборов в верхнем течении Рейна. Пышно расцветающий национализм воспринимал это время, совпавшее с началом строительства, как особенно блестящий период немецкой истории.

Старая церковь Гедехтнискирхе была построена в конце XIX века в неороманском стиле и олицетворяла дух прусской монархии.

Швехтен создал центральную часть на горизонтальной проекции латинского креста. Главная башня западного фасада имела высоту 113 метров. Внутреннее убранство интерьера было богатым и щедрым, христианско-церковное переплеталось с националистическо-монархическим; нельзя было не заметить его сходства с кафедральным собором в Шпейере.

Остались только руины

После Первой мировой войны Шарлоттенбург административно был включен в состав Большого Берлина, а улица Курфюрстендамм стала популярной улицей для соверше­ния покупок и прогулок, какой она является и по сей день. На ней находились главные кинотеатры, где проходили премьеры фильмов, а рядом с Гедехтнискирхе всегда собиралась богема.

Все это закончилось во время Второй мировой войны, после которой от церкви Гедехтнискирхе остались одни руины с обрушенными башнями. Началась оживленная открытая дискуссия о сносе развалин и о строительстве новой церкви. Тем временем в политическом отношении город был разделен на восточную и западную части. Гедехтнискирхе попал в западную. Администрация города объявила конкурс, который выиграл архитектор Эгон Айерманн. Он предложил построить новое здание, включающее остатки башни старой церкви. Первый камень был заложен в 1959 году на площади, носящей имя вождя немецких социалистов Августа Бебеля. 14 декабря 1964 года работы были завершены. К этому времени уже стояла стена, построенная Восточным Берлином. Таким образом, Гедехтнискирхе неожиданно стала символом самоутверждения Западного Берлина.

Комплекс Айерманна, кроме 63-метровых руин старой башни, включает плоское строение и новую шестиугольную башню высотой 53 метра. И то и другое сложено из похожих на ульи бетонных плит, отверстия которых закрыты голубым стеклом.

Вид новой церкви изнутри.

В новой башне находятся капеллы для венчания и крещения, в старой башне — мемориальный зал, напоминающий о разрушенном творении Швехтена. Первое время отмечалось большое волнение относительно смелости постройки. «Электростанция Иисуса» — таково было вежливое снисходительное название. Со временем город привык к постройке Айерманна, которая ныне является одним из объектов, фотографируемых охотнее всего.

СООБЩЕНИЕ:

От международного аэропорта «Тегель»; хорошее

железнодорожное и автомобильное сообщение по всем направлениям.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Как правило, церковь открыта ежедневно с 9.00 до 19.00; мемориальный зал в руинах башни - с понедельника по субботу с 10.00 до 16.00.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Голубой свет внутри церкви передает уникальное настроение спокойствия и гармонии.