Собор готического великолепия

Кафедральный собор в ЙОРКЕ на севере Англии славится своим стилистическим разнообразием

Имя Йорк прекрасно известно не только по событиям войны Алой и Белой розы, но и по шекспировским драмам о королях. Последним королем Белой розы был герцог Глочестер, младший сын Ричарда Плантагенета, он же Ричард III, король Англии; он бесславно погиб в битве при Босворте, а к власти пришла новая династия — династия Тюдоров.

Ричарду III в мировой литературе отведена роль злодея, хотя в действительности он был вовсе не таким уж чудовищем, каким его живописал Шекспир, а, по многочисленным свидетельствам, вполне благоразумным, хотя и не лишенным жестокости регентом.

Город Йорк сохранил о нем кое-какие воспоминания. Расположенный в Северной Англии, Йорк со времен Средневековья считался вполне успешным центром ремесла и торговли. Самый замечательный собор здесь — кафедральный, самый вместительный во всей Анг­лии и самый большой из готических сооружений в Северной Европе; ежегодно его посещают до двух миллионов человек.

Над Старым городом высится длинное здание и башни кафедрального собора.

Богатство Йорка основывалось на производстве шерсти и ее продаже. Город вырос на месте римского военного поселения Эбурикум; его знакомство с христианством впервые состоялось еще в 306 году, а спустя восемь лет здесь уже был епископ.

Угасшие зачатки христианства обрели новое дыхание, когда король Эдвин Нортумбрийский принял крещение в одном из храмов, который считается предшественником кафедрального собора Йорка: маленькое деревянное здание, построенное на скорую руку и вскоре уничтоженное пожаром. Тогда же построили новое здание, а после норманнского вторжения то самое, чья слава вышла далеко за пределы острова.

250 лет строительства

Радикальная перестройка собора на манер вошедшего тогда в моду готического стиля началась в XIII веке. Она продолжалась 250 лет. Ричард III преклонял колена пред алтарем того самого здания, которое стоит и теперь.

Главный фасад и вход в собор расположены на его западной стороне. Портал богато украшен скульптурой. Одна статуя изображает апостола Павла с ключом в руке, он является патроном храма, давшим ему имя. Перестройка южного трансепта велась в 1230-1241 годы, а первый камень в основание центрального нефа был положен в 1291 году; строительство зала капитула завершилось только в 1345 году.

Вид центрального портала с боковыми башенками.

Собор знаменит тем, что в нем сошлись все три направления английской готики и гармонично сочетались друг с другом. Здесь сохранились следы раннеанглийского стиля, который ориентировался на раннюю готику Франции, откуда были приглашены архитекторы; для этого стиля характерна отделка сводов. Здесь, в Йорке, они выполнены из темного мрамора, который добывали на острове Пербек на юге Англии. В раннеанглийском стиле выполнена отделка трансепта — поперечного нефа собора.

Перед статуей короля

В отличие от трансепта, в главном нефе и помещении капитула преобладает декоративный стиль английской готики. Он выражен в ажурных узорах окон и иллюзор­ных росписях стен, причем предпочтительным орнаментом является «рыбий пузырь». Сюда же относятся и наносные, исключительно для красоты, фигурные ребра сводов и стен, которые можно легко спутать с сетью.

Перпендикулярный стиль — заключительная стадия английской версии поздней готики. Она отточила иллюзорность до совершенства, отдавая предпочтение вертикалям; цель заключалась, как и вообще в поздней готике, в выразительном акцентировании всех вертикалей и создании эффекта устремленности ввысь, к небесам. В Йорке перпен­дикулярный стиль нашел свое выражение в хорах и трех башнях.

Собор славится многочисленными окнами со средневековой живописью из стекла; эти витражи считаются прекраснейшими на всем острове. Таковы, например, высокие стрельчатые западное и восточное окна, сюда же относится и окно северного трансепта, сюжет которого известен под названием «Пять сестер». Знаменито и окно с изображением святого Николая, родом из Миры в Малой Азии. Помимо прочего, он считается покро­вителем обворованных людей и здесь представлен верхом на лошади, которая наступает на мошенника, обокравшего свою жертву.

Одна из капелл, украшенная оконными витражами.

Йорк, как уже говорилось, был городом вольного торгового люда.

Собор чрезвычайно богат скульптурой, которая украшает не только фасад, но и интерьер. Замечательны выполненные в натуральный человеческий рост статуи английских королей на хорах: это Вильгельм I Завоеватель, который в 1066 году в битве при Гастингсе разбил англичан; это Генрих VI, последний король из дома Ланкастеров, с которого началась война Алой и Белой розы. Окно южного трансепта было готово как раз тогда, когда закончилась эта война и дом Йорков пал.

Когда «Великий Петр» грозен

В соборе есть несколько могил епископов, а также оставшаяся в наследство от норманнских времен крипта, где можно увидеть фундамент предыдущего храма VIII века. В северном нефе астрономические часы замыкают помещение капитула — восьмигранный зал собраний высшего духовенства собора. И здесь окна великолепны. Есть и драгоценная резьба, и статуя первого норманнского епископа Тома де Байо, сделанная во времена Йорков. Южная часть поперечного нефа в 1984 году пострадала от пожара, который нанес зданию большой ущерб. Постепенно все было восстановлено. Ежедневно в полдень с Северной башни раздаются удары часов святого Петра, звучных, знаменитых, десятитонных. Все в кафедральном соборе Йорка значительно и огромно.

СООБЩЕНИЕ:

От международного аэропорта в Манчестере, далее по автобану М1 до Лидса; от Лидса примерно 20 км по хорошей скоростной магистрали.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Как правило, ежедневно с 10.00 до 18.00. Во время богослужений вход туристам воспрещен.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

В зале капитула статуи, оставшиеся со времен первых норманнских епископов.