Собор святого Мартина в Братиславе
В Братиславе на окраине Старого города, под горой Града, возвышается его высокий силуэт
пробсткого, приходского, некоторое время университетского и позднее коронационного собора, который относится к наиболее ценным архитектурным памятникам Словакии.
Кафедральный собор святого Мартина относится к доминантам Братиславы.
На шпиле башни Домского собора св. Мартина с 1765 года помещена модель короны св. Стефана, весом приблизительно в 300 кг., напоминающая о периоде 1563-1830 годов, когда в соборе проходили коронации венгерских монархов.
В 13 веке пробстский костел, фундамент которого находится, по-видимому, под нынешним Домским собором, переносится из града в околоградский поселок. Присвоение городских привилегий околоградскому населению и быстрый прирост его жителей ускорили строительство романского костела, который нуждался в расширении. К началу 14 века относится строительство трехнефного зала, образцом которого были, видимо, швабские заловые костелы.
Строительство главного братиславского собора затянулось до середины15 века и попадает под непосредственное влияние венской строительной мастерской, обеспечивающей строительство Святостефан-ского собора в Вене. В 1452 году собор был освящен и уже в том же году старый пресвитерий заменяется новым, более просторным и соответствующим представительским задачам.
Внутреннее художественное оформление Домского собора в стиле готики было весьма богатым, в соборе находилось 27 алтарей, которые, вследствие последующих перестроек, исчезают. До радикальных решений дело доходит в 1725 году, когда остергомским архиепископом стал большой покровитель искусства Имрих Эстерхази.
Домский собор ев Мартина возносится на высоту 85 метров над городом. Вид с крепости.
С его именем связана пристройка капеллы св. Ионна Милостивца (1729-1732), радикальная барокизация пресвитерии и частичная перестройка нефа. На строительные и художественные работы архиепископом приглашаются знаменитые художники, одним из которых был известный скульптор из Зальцбурга Георг Рафаил Доннер, открывший свою мастерскую в летнем дворце архиепископа и в течение 11 лет, проведенных в Братиславе, создавший свои самые знаменитые произведения. Имрих Эстерхази поручил Доннеру построить новый главный алтарь с центральной свинцовой конной скульптурной группой св. Мартина на лошади и нищего у его ног.
Конная скульптурная группа св. Мартина и нищего (1733-35) Георга Рафаэла Дониера, расположенная в юго-восточном углу главного нефа.
Интерьер Домского собора св. Мартина. Вид на главный неф и пресвитерий. Середина 15 века.
В прошлом западный фасад Домского собора св. Мартина представлял собой часть городского укрепления. Около 1735 г.
Остается неясным, является ли проект капеллы св. Иоанна Милославца произведением Доннера или другого знаменитого австрийского художника Й. И. Фишера из Эрлаха. Но с уверенностью можно сказать, что Доннер создал лепные украшения капеллы и главный алтарь, где в серебряном саркофаге находятся останки александрийского патриарха св. Иоанна Милославца, а также надгробный памятник архиепископу Эстерхази.
Важным изменением в 19 веке считается усиление готического оформления, всвязи с чем в соборе были удалены все элементы барочного интерьера. Реготизация не коснулась капеллы св. Иоанна Милославца в северовосточной части главного нефа и бывшего центра алтаря - скульптуры св. Мартина в ее юго-восточной части.
Вид в пресвитерий Домского собора. Около 1470 г.
Коронация Марии Людовики в Домском соборе св. Мартина в 1808 году. На заднем плане первоначальный барочный главный я птяпт. г.о скульптурной группой св. Мартина и нищего Георга Рафаэла Доннера. Цветная гравюра, 19 век.
С Домским собором св. Мартина тесно связана и богатая культурная жизнь города. В 1828 году возникает здесь Литургическое музыкальное общество, которое способствовало оживленной музыкальной жизни собора. В 1834 году в соборе прозвучал" Реквием", Моцарта, а в следующем году" Мисса солемис" Бетховена. Уже в 1840 году здесь дирижировал оркестром композитор Франц Лист, ставший позднее членом общества и частым посетителем города. В 1884 году он дирижировал в Домском соборе св. Мартина своей Коронационной мессой.
Коронации
После захвата старого коронационного города венгерских королей Белграда (ГДекесфегервар) и резиденции архиепископа Эстергома, Прешпорк становится новой столицей,коронационным городом и также резиденцией архиепископа.
В соборе св. Мартина было проведено в 1563 - 1830 годах 19 коронаций. Венгерская корона св. Стефана блистала на го-лавах десяти венгерских королей, одной королевы (Марии Терезии) и на головах 8 супруг королей, помазанных на королевство.
Перед каждой коронацией заседал венгерский сейм и шляхта имела здесь право высказываться в связи с избранием нового монарха. Коронации были посвящены королю, венгерской шляхте и самому городу.
Королева Мария Терезия в Прешпорке. Цветная гравюра, 18 век.
Они свидетельствуют о величии и масштабах коронационного обряда и связанных с ним торжеств. После коронации обыкновенно проводились народные гулянья, сопровождавшиеся рыцарскими турнирами, речными баталиями и театральными спектаклями.
После обряда монарх следовал пышно украшенными улицами до Главной площади к Францисканскому костелу, где он посвящал в рыцари "Золотой шпоры" избранных представителей шляхты. Затем следовал, уже на лошади, через Михальские ворота на большое открытое место (перед нынешним костелом Милосердных братьев), где он давал королевскую клятву.
Далее он следовал в направлении Дуная к Коронационному холму (сегодня это место перед зданием Редуты) с навезенной землей со всех концов страны. И там, торжественно, с мечом в руке, присягал защищать страну от окружающих ее врагов. Актом присяги кончается официальная часть коронации и следует торжественный королевский обед.
Король Леопольд Второй на Коронационном холме у Дуная дает клятву защищать страну от врагов. Цветная _гравюра, 1790 г.
Ежегодно чередуется одна из 19 исторических коронаций.
Даже сегодня все еще жива традиция коронационных торжеств, которые проводят в городе ежегодно в первую сентябрьскую субботу.
Это крупнейшее событие в городе привлекает тысячи местных и иностранных посетителей, которые на улицах старого города становятся составной частью грандиозных исторических праздников, игр, дуэлей и обряда зажаривания волов.
Шествие короля после коронации припоминают короны, закрепленные в каменную мостовую в старом городе.