Собор святого Мартина в Братиславе

В Братиславе на окраине Старого города, под горой Града, возвышается его высокий силуэт 

пробсткого, приходского, некоторое время университетского и позднее коронационного собора, который относится к наиболее ценным архитектурным памятникам Словакии.

 

Кафедральный собор святого Мартина относится к доминантам Братиславы.

В 1563-1830 годах здесь было проведено 19 коро­наций, о чем напоминает модель королевской короны св. Стефана, размещенная на шпиле башни высотой 85 метров над городом.
 

 

 На шпиле башни Домского собора св. Мартина с 1765 года помещена модель короны св. Стефана, весом приблизительно в 300 кг., напоминающая о периоде 1563-1830 годов, когда в соборе проходили коронации венгерских монархов.

В 13 веке пробстский костел, фундамент которо­го находится, по-видимому, под нынешним Домским собором, переносится из града в око­лоградский поселок. Присвоение городских привилегий околоградскому населению и быстрый прирост его жителей ускорили строительство романского костела, который нуждался в расшире­нии. К началу 14 века относит­ся строительство трехнефного зала, образцом которого были, видимо, швабские заловые костелы. 

Строительство главного братиславского собора затяну­лось до середины15 века и по­падает под непосредственное влияние венской строительной мастерской, обеспечивающей строительство Святостефан-ского собора в Вене. В 1452 году собор был освящен и уже в том же году старый пресвитерий заменяется новым, более про­сторным и соответствующим представительским задачам.

Внутреннее художественное оформление Домского собора в стиле готики было весьма богатым, в соборе находилось 27 алтарей, которые, вследствие последующих перестро­ек, исчезают. До радикальных решений дело доходит в 1725 году, когда остергомским архиепископом стал большой покровитель искусства Имрих Эстерхази.

Домский собор ев Мартина возносится на высоту 85 метров над городом. Вид с крепости.

С его именем связана пристройка капеллы св. Ионна Милостивца (1729-1732), радикальная барокизация пресвитерии и частичная перестройка нефа. На строитель­ные и художественные работы архиеписко­пом приглашаются знаменитые художники, одним из которых был известный скульптор из Зальцбурга Георг Рафаил Доннер, открыв­ший свою мастерскую в летнем дворце архи­епископа и в течение 11 лет, проведенных в Братиславе, создавший свои самые знамени­тые произведения. Имрих Эстерхази поручил Доннеру построить новый главный алтарь с центральной свинцовой конной скульптурной группой св. Мартина на лошади и нищего у его ног.

 

Конная скульптурная группа св. Мартина и нищего (1733-35) Георга Рафаэла Дониера, расположенная в юго-восточном углу главного нефа.

 

Интерьер Домского собора св. Мартина. Вид на главный неф и пресвитерий. Середина 15 века.

 

В прошлом западный фасад Домского собора св. Мартина представлял собой часть городского укрепления. Около 1735 г.

Остается неясным, является ли проект капеллы св. Иоанна Милославца произ­ведением Доннера или другого знаменитого австрийского художника Й. И. Фишера из Эрлаха. Но с уверенностью можно сказать, что Доннер создал лепные украшения ка­пеллы и главный алтарь, где в серебряном саркофаге находятся останки александрий­ского патриарха св. Иоанна Милославца, а также надгробный памятник архиепископу Эстерхази.

Важным изменением в 19 веке считается усиление готического оформления, всвязи с чем в соборе были удалены все эле­менты барочного интерьера. Реготизация не коснулась капеллы св. Иоанна Милославца в северовосточной части главного нефа и быв­шего центра алтаря - скульптуры св. Мартина в ее юго-восточной части.

Вид в пресвитерий Домского собора. Около 1470 г.

 

 

Коронация Марии Людовики в Домском соборе св. Мартина в 1808 году. На заднем плане первоначальный барочный главный я птяпт. г.о скульптурной группой св. Мартина и нищего Георга Рафаэла Доннера. Цветная гравюра, 19 век.

С Домским собором св. Мартина тесно связана и богатая культурная жизнь города. В 1828 году возникает здесь Литургическое музы­кальное общество, которое способствовало оживленной музыкальной жизни собора. В 1834 году в соборе прозвучал" Реквием", Мо­царта, а в следующем году" Мисса солемис" Бетховена. Уже в 1840 году здесь дирижировал оркестром композитор Франц Лист, ставший позднее членом общества и частым посети­телем города. В 1884 году он дирижировал в Домском соборе св. Мартина своей Корона­ционной мессой.

 

 

Коронации

После захвата старого коронацион­ного города венгерских королей Белграда (ГДекесфегервар) и резиденции архиепископа Эстергома, Прешпорк ста­новится новой столицей,коронационным городом и также резиденцией архиеписко­па.

В соборе св. Мартина было проведено в 1563 - 1830 годах 19 коронаций. Венгер­ская корона св. Стефана блистала на го-лавах десяти венгерских королей, одной королевы (Марии Терезии) и на головах 8 супруг королей, помазанных на королев­ство.

Перед каждой коронацией заседал вен­герский сейм и шляхта имела здесь право высказываться в связи с избранием ново­го монарха. Коронации были посвящены королю, венгерской шляхте и самому городу.

Королева Мария Терезия в Прешпорке. Цветная гравюра, 18 век.

 

Они свидетельствуют о величии и масштабах коронационного обряда и связанных с ним торжеств. После корона­ции обыкновенно проводились народные гулянья, сопровождавшиеся рыцарскими турнирами, речными баталиями и теат­ральными   спектаклями.

После   обряда монарх следовал пышно украшенными улицами до Главной площади к Франци­сканскому костелу, где он посвящал в ры­цари "Золотой шпоры" избранных пред­ставителей шляхты. Затем следовал, уже на лошади, через Михальские ворота на большое открытое место (перед нынеш­ним костелом Милосердных братьев), где он давал королевскую клятву.

Далее он следовал в на­правлении Дуная к Корона­ционному холму (сегодня это место перед зданием Редуты) с навезенной землей со всех концов страны. И там, торжественно, с мечом в руке, присягал защищать страну от окружающих ее врагов. Актом присяги кончается официальная часть коронации и следует торжественный королевский обед.

 Король Леопольд Второй на Коронационном холме у Дуная дает клятву защищать страну от врагов. Цветная _гравюра, 1790 г.

 

Ежегодно чередуется одна из 19 исторических коронаций.

Даже сегодня все еще жива традиция ко­ронационных торжеств, которые прово­дят в городе ежегодно в первую сентябрь­скую субботу.

Это крупнейшее событие в городе привлекает тысячи местных и ино­странных посетителей, которые на улицах старого города становятся составной частью грандиозных исторических праздни­ков, игр, дуэлей и обряда зажаривания волов.

Шествие короля после коронации припоминают короны, закреплен­ные в каменную мостовую в старом городе.