Церковь Карлскирхе в Вене
Император Карл IV учредил Божий храм в знак победы над турками и в знак благодарности за окончание эпидемии чумы
Османским туркам дважды удавалось проникнуть на Балканы и дойти до Вены. Последний раз это случилось в 1683 году. Нападение было успешно отражено, что, собственно, и послужило поводом для строительства собора на площади Карлсплатц.
Но был и другой повод. В 1713 году в Австрии свирепствовала эпидемия чумы, унесшая жизни 8000 человек. Император Карл IV Габсбург дал обет построить по окончании эпидемии собор. Именно он на частично поросшей виноградниками возвышенности за стенами городских укреплений и заложил первый камень Карлскирхе.
Проект выполнил Иоганн Бернард Фишер фон Эрлах, один из величайших архитекторов стиля барокко в Австрии, создавший в Вене многочисленные памятники архитектуры. Он и его не менее талантливый сын Йозеф Эммануэль руководили строительством вплоть до его завершения в 1739 году. Расходы на строительство составили 304000 гульденов. Это были деньги, собранные со всех земель, входящих в состав империи, а также выплачиваемый городом Гамбургом штраф.
Колонны, похожие на минареты
Собор часто сравнивают с собором Святой Софии (Наgiа Sорhiа) в Стамбуле, ибо здесь налицо намеренное смешение христианских и мусульманских элементов. И действительно, стройные колонны по обеим сторонам портала напоминают минареты, хотя их эстетическим прообразом послужила Троянская колонна в Риме. Глядя на ротонду с ее куполом (о колоннах мы только что сказали), возникает ассоциация с мечетью, но при этом купол является типично христианской строительной моделью, обязательной у православных. Что же касается католиков, то уместно будет вспомнить собор Святого Петра в Риме. Кстати, собор Святой Софии в Стамбуле был также первоначально христианским.
Колонны рядом с главным входом можно интерпретировать как минареты, поскольку они включают элементы исламской архитектуры.
Борромей в качестве покровителя
«Я хочу исполнить свой обет перед всеми, кто чтит Господа», — гласит памятная надпись императора, но увековечивает она другого Карла — Борромея, архиепископа из Милана. Он был потомком побочной ветви знаменитого рода Медичи и яростным борцом против Реформации. Умер он в 1584 году. Во время эпидемии чумы Карл Борромей проявил особую заботу о болящих и вскоре был причислен к лику святых. Названная его именем церковь — Карлскирхе — самый известный памятник в честь миланского архиепископа за пределами Италии.
Центральная ротонда под куполом — не лишенное изящества архитектурное сооружение с колоннами в древнегреческом стиле. Колонны, вероятно, призваны олицетворять столпы мировой державы. Недаром девиз императорских строителей — «Настойчивость и мужество». Венчают колонны регалии земной власти — орел и корона. Спиральный барельеф колонн отображает деяния Карла Борромея, отводящего чуму. Не забыты и императоры — от Карла Великого до Карла VI.
Купол всему задает тон
Внутреннее овальное помещение выполнено в строгой последовательной форме и производит несколько холодное впечатление. Своеобразный тон задает купол, расписанный фресками работы художника Иоганна Михаэля Ротмайра в периоде 1725 по 1730 год. Они изображают святого Борромея, взывающего к Святой Троице с просьбой об избавлении от чумы; святой окружен многочисленными аллегорическими фигурами.
Роскошное золотое убранство над главным алтарем.
Фрески, украшающие арку над хорами, боковые часовни и украшения органа также выполнены Ротмайром. Покровитель пораженных чумой изображен возносящимся к божественному свету над главным алтарем; этот проект Фишера фон Эрлаха Старшего был реализован мастером Камезиной.
Фрески на потолке были созданы Иоганном Михаэлем Ротмайром между 1725 и 1730 годами. На одной из них святой Борромей молится об окончании эпидемии чумы.
В непосредственной близости от церкви в конце XVIII века была больница, а рядом с ней — кладбище. В 1790 году снесли старинную капеллу Рохуса. Площадь Карлсплатц возникла только в конце XIX века как сводчатое перекрытие реки Вены. Главным поводом послужило строительство городской надземки. Павильон станции, творение модерниста Отто Вагнера, находится в полном соответствии с архитектурой Карлскирхе. Не портит картины и расположенное на другом конце площади строение Йозефа Марии Олбриха — Сецессион, купол которого, несомненно, ориентирован на ислам. Создается впечатление, что он является отражением Карлскирхе.
В центре площади, в фонтане с водой, стоит скульптура британца Генри Мура. Называется она «Нill Агсhеs». Ее барочные формы преисполнены духа площади и всего города.
СООБЩЕНИЕ:
От международного аэропорта Вены. По городской железной дороге до станции Карлсплатц.
РЕЖИМ РАБОТЫ:
Как правило, церковь открыта ежедневно. По воскресеньям в первой половине дня вход преимущественно для верующих.
РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:
Площадь Карлсплатц. Ее архитектура находится в редкой гармонии со зданием церкви.