Церковь советников

Церковь Святой Марии в Любеке считается шедевром готического строения из обожженного кирпича. На протяжении нескольких столетий ее башни считались самыми высокими башнями в мире

Десяти метров оказалось вполне достаточно, чтобы раз и навсегда прояснить, кому принадлежит власть в средневековом Любеке. Господа советники сознательно возвели церковь именно настолько выше по сравнению с кафедральным собором епископа. Обе башни Мариенкирхе при ее освящении в 1310 году возвышались на 125 метров, и до строительства Кёльнского кафедрального собора в XIX веке это была самая высокая в мире церковь с двумя башнями.

Башни церкви Святой Марии возвышаются над старой частью Любека. То, что церковь, финансируемая администрацией города, находится рядом с ратушей, свидетельствует  о достойном положении торговых людей Любека.

В действительности отнюдь не скромность побудила господ советников построить на реке Траве церковь, которая могла конкурировать с самыми великолепными культовыми строениями, и прежде всего с гигантским Кёльнским собором. Архитектор Кёльнского кафедрального собора Арнольд Вульф назвал позже оба этих здания «набожным безумием». Однако если на берегах Рейна собор на протяжении нескольких столетий оставался недостроенным, то жители Любека довели свое «безумное творение» до совершенного конца, и не только потому, что умели мечтать, — они умели считать, а что еще важнее — платить.

Образец для региона Балтийского моря

Смелость, проявленная в архитектуре Мариенкирхе, была основой средневекового Любека. Любекские купцы, начиная с XII века, направляли свои суда в самые отдаленные уголки мира. После создания Ганзейского союза Любек почти автоматически стал его центром, а городской силуэт с семью остроконечными готическими башнями — образцом для всего региона Балтийского моря. Значительную роль сыграла при этом и церковь Святой Марии, ставшая образцом для семидесяти церквей.

Мариенкирхе была уже третьим Божьим храмом на этом месте. За деревянным строением времен основания города последовала скромная базилика в романском стиле. Когда она пострадала во время сильного пожара, было принято решение, как раз в ногу со временем, о строительстве большого трехнефового собора в готическом стиле с галереей, венцом капелл и двумя башнями на западной стороне. При строительстве этого собора правила, соответствующие французскому стилю строительства соборов из песчаника, были перенесены на местный материал: обожженный кирпич. Для стройки потребовалось четыре миллиона кирпичей.

На 80 метров простирается продольный неф церкви, 39 метров составляет его высота до свода потолка,

В интерьере превалирует 39-метровый средний неф, искусно окруженный арками, опирающимися на колонны. Тому, кто знаком с северогерманской скупостью, может показаться удивительным, что церковь расписана. На протяжении нескольких столетий живопись была скрыта, и ее обнаружили только во время большого пожара в 1942 году.

Вспоминая о Мариенкирхе, нельзя не думать о ночи с 28 на 29 марта 1942 года. В качестве возмездия за разрушение города Ковентри и его знаменитого собора бомбы Королев­ских военно-воздушных сил разрушили дотла пятую часть Любека. Полностью сгорела и Мариенкирхе. Башни обрушились, а колокола упали на пол церкви.

Художественные ценности, которых в церкви Святой Марии было больше, чем во всех других северогерманских церквах, также большей частью сгорели. Спасти удалось только отдельные предметы, в том числе такую святыню, как алтарь Марии 1518 года, надгробную плиту в стиле поздней готики архитектора Бернта Нотке, а также бронзовую купель XIV века.

Знаменитая органная музыка

После Второй мировой войны с удивительной последовательностью полностью оборудовали внутренний интерьер и отказались от восстановления кафедры, так что теперь свободно просматривалось все пространство широкого среднего нефа.

Неповрежденной осталась капелла, в которой после Реформации сидел писарь, и так называемая господская капелла. Впечатляющим памятником является капелла с колоколами, в которой разбитые бронзовые колокола лежат на том же самом месте, на которое они однажды упали. Все жители Любека помогали восстанавливать Божий храм, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе Томас Манн, родившийся в этом городе.

Дом бабушки и дедушки писателя стоял в тени Мариенкирхе, а церковный колокольный звон проникал, как он писал, в его сны. Как и его брат, Томас Манн покинул родной город. Своим романом «Будденброки» он поставил памятник, как городу, так и Мариенкирхе.

Как удивительный мир замечательного звучания, описывается орган, снова установленный в церкви. Генрих Букстенхуде работал здесь музыкальным директором в тече­ние 40 лет и издалека привлекал людей своими знаменитыми вечерними концертами. Иоганн Себастьян Бах приехал в Любек и с удовольствием мог бы стать преемником композитора: ему предлагали должность регента хора, но вместе с этой должность ему пришлось бы взять в жены дочь Букстенхуде.

СООБЩЕНИЕ:

Хорошее железнодорожное сообщение из Гамбурга и скандинавских стран, автомобильное сообщение по автобану А1.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Как правило, церковь открыта ежедневно с 10.00 до 18.00. Во время церковной службы вход для туристов закрыт.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Капелла с колоколами в интерьере церкви.