Улыбки Реймса

Собор Нотр-Дам - образец строительства кафедральных соборов западнее Рейна

В реймсском дворце де То, бывшей резиденции епископа, под толстым бронированным стеклом экспонируется реликвия IX века. Это золотая овальная подвеска, украшенная разными по размерам драгоценными камнями в золотой оправе. Когда-то владельцем украшения был франкский король и римский император Карл, прозванный французами Сhагlemargnе, по-латински Сагоlus Маgnus, Карл Великий. Он носил подвеску в качестве амулета. То, что сейчас она находится в Реймсе, имеет свою историческую логику, потому что во времена Карла Великого город имел даже большее значение, чем Аахен или Париж. Он был хорошо известен благодаря ежегодно проводимым здесь ярмаркам, на которые съезжались купцы со всего мира.

Место коронации королей

Официальной церковью реймсских епископов является собор Нотр-Дам. Он был местом коронации сначала франкских, а затем французских королей, начиная с Пипина Короткого, отца Карла, и кончая Карлом X, взошедшим на престол в 1825 году. Меровингский завоеватель римской Галлии франкский князь Хлодвиг крестился в Реймсе именно на том самом месте, где сегодня стоит собор.

Роскошный фасад собора знаменит многочисленными фигурами из камня. Западная сторона с двумя усеченными башнями представляет готическое искусство во всем его совершенстве.

Более чем церемониальное значение ритуал имел, по крайней мере, один раз за время Столетней войны между Англией и Францией, когда лотарингская пастушка Жанна д'Арк после ее победы под Орлеаном, выполнила указание, ниспосланное с неба, и короновала короля Карла VII. В память об этом событии недалеко от собора перед Дворцом юстиции стоит маленькая бронзовая всадница — памятник национальной героине Франции.

Когда шла церемония, собор уже имел ту же форму, что и сегодня. Как и у всех больших кафедральных соборов Средневековья, у собора Нотр-Дам имелись предшественники, в том числе старинная церковь V века, построенная еще по заказу крестника Хлодвига. После большого пожара в 1211 году архитектор той эпохи Жан из Орбе начал строить готический храм, который он в основном закончил к 1294 году вместе со своими преемниками.

Несколько больше времени пришлось потратить на башни. Последней в 1485 году была завершена башня средокрестия. Таким образом, собор высотой 138,5 метра с двумя усеченными башнями представляет собой произведение полной стилистической завершенности. Благодаря близости к той местности, которая позднее стала именоваться Германией, он стал образцом возведения соборов и по другую сторону Рейна, чему способствовали строители, свободные от этнических связей, которые переходили с одной стройки на другую и приносили с собой богатый опыт.

В свете мистики

Реймсский собор представляет собой трехнефовую базилику с поперечным нефом и венцом капеллы вокруг хоров. Огромный продольный неф с его стройными свайными кустами, переходящими в стрельчатый свод, вызывает мистическое настроение еще и благодаря свету, преломленному и пропущенному через фильтр цветных окон. Окна представляют собой живопись по стеклу нескольких столетий. Большая розетка над главным входом относится к XIII веку.

Последние значительные работы созданы авангардистом из белорусского города Витебска Марком Шагалом, который с возрастом стал обращаться преимущественно к библейским темам; кроме окон для собора в Реймсе, он создал проекты окон для церквей в Меце и Майнце.

Огромную культурно-историческую ценность представляет сам внешний вид собора. Фасад и внутренние помещения украшают скульптуры, эстетическое исполнение которых весьма высокое. Можно видеть Иисуса Христа в различные периоды его жизни. Представлены святые, Дева Мария, французские короли и персонажи из Ветхого Завета; поражает воображение мастерски сделанная скульптура царя Соломона.

Скульптурная группа на западном фасаде (внизу слева). Она была создана до 1233 года и изображает Благовещение.

Собор ангелов

Прежде всего это ангелы, бесчисленное количество ангелов. Одни из них витают у колонн, другие склонились под балдахинами, однако особенно известен улыбающийся ангел у левого входа, названный Lе Sourire dе Rеims — улыбка Реймса. Во всяком случае, здесь речь идет не об оригиналах, а о копиях. Реймс, столица Шампани, был ареной военных конфликтов еще со времен кельтских племен. Римляне, гунны и франки проходили через город или оседали здесь, Столетняя война опустошила местность, а последними через Реймс двигались немецкие колонны во время двух мировых войн XX столетия. Между 1914 и 1918 годами Шампань и горная цепь Арденны стали местом ожесточенных боев. При этом Реймсу был нанесен серьезный ущерб. Собор Нотр-Дам лежал в руинах. Его восстановили полностью с особой заботой о культурном наследии.

Кроме коронации французских королей и военных событий провинция Шампань знаменита одним напитком: в этой местности начали производить игристое вино — шампанское. Ценнейшие сорта винограда, пригодные для шампанского, вызревают в Реймсе и его окрестностях. В погожие дни на скамейках перед собором можно видеть пенсионеров с маленькими бутылочками шампанского в руке. Бутылочки стоят недешево, но люди сидят, пьют, умиротворенно улыбаются, и ангелы улыбаются им в ответ.

Коронация Карла VII в Реймсском соборе 17 июля 1429 года в присутствии Жанны д'Арк.  Цветная литография была сделана по рисунку Полем де Семантом около 1900 года.

СООБЩЕНИЕ:

Прямое автомобильное и железнодорожное сообщение из Парижа.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Собор открыт, как правило, ежедневно с 7.00 до 19.00, в том числе и по воскресеньям Исключение составляют дни проведения ярмарок.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Фестивали  классической и джазовой музыки в июле - августе. Во время фестивалей проходят выступления хоров в соборе.