В романском стиле для немецких корней

Кафедральный собор в ШПЕЙЕРЕ был построен как усыпальница сальских властителей

У немецких средневековых властителей не было столицы. Они всегда были в пути, сопровождаемые свитой из охраны и придворных, ведь им надо было посещать разрозненные регионы своей империи. Они вели дела в пфальцах, епископских резиденциях, и только после смерти обретали закрепленное за ними постоянное место — некую церковь, в которой их хоронили вместе с другими членами семьи.

Второй династией королей на немецкой земле считаются рейнско-франкийские салические франки. Они следовали за саксонскими Оттонами, в 1024 году из их рядов был избран первый король Конрад II, до этого — граф в Вормсе и Шпейергау.

Усыпальницей салических франков долгое время был вормсский кафедральный собор. Конрад I принял решение о постройке новой усыпальницы в старом епископском городе Шпейере, вероятно, под влиянием сознания своего нового положения. По размерам и значению существовавшая там церковь далеко отставала от кафедральных соборов в городах Вормсе, Майнце и Базеле. Таким образом, он заложил первый камень в строительство нового собора.

Западный фасад кафедрального собора был заново отстроен] в XIX веке и приобрел современный вид.

Пантеон имперского великолепия

Когда он умер в 1039 году, его похоронили в Шпейере, хотя строительство кафедрального собора еще не было закончено. Когда вслед за ним хоронили его умершую супругу Гизелу, то это происходило чуть ли не посредине строительной площадки. Вечный покой нашли здесь и наследники Конрада, если они были салические франки, некоторые их жены, а позднее — властители из других династий, в том числе Рудольф, первый немецкий король из династии Габсбургов.

В общей сложности в королевском склепе собора насчитывается 13 одиночных могил правителей, пять могил епископов и одна общая могила. Таким образом, Шпейер почти достигает статуса города Сен-Дени под Парижем. Для немцев епископская церковь в Шпейере имеет такое же значение, как национальный пантеон позднего средневекового великолепия.

 

Могила императора Людвига I, 1291 год.

Сегодня Шпейер — маленький уютный городок. Его слава в значительной степени связана с прошлым: когда-то здесь проходили заседания кайзерских рейхстагов, здесь на возвышении на берегу Рейна стоит кафедральный собор с могилами салических франков, один из трех самых больших старых соборов в верхнем течении Рейна. За исключением пристроенной позднее готической ризницы и крыши в стиле барокко на башне средокрес-тия, он является чисто романским строением. Его каркас был завершен в 1106 году во времена Генриха, внука основателя собора.

Впечатляют размеры собора. Его длина составляет 134 метра, высота среднего нефа — 30 метров, его ширина — 14 метров. Как на восточной, так и на западной стороне расположено по две башни и одному средокрестию. Имеется капелла для крещения и капелла святой Афры. Первоначально покрытые плоской крышей нефы позднее были снабжены сводами. Между прочим, это первая базилика на немецкой земле.

Взгляд на свод крипты XI века.

Стены толщиной шесть метров

Отделение среднего нефа сделано с помощью колонн, перед каждой второй из которых находится еще полуколонна. Таким образом, появляется называемая на профессиональном языке «связанная система»: ритмическое чередование пространств, которое разграничивает помещения и предупреждает появление монотонности. Вокруг апсиды, хоров и продольного нефа проходят карликовые галереи как элемент чистого оформления. Наличие ниш создает впечатление большой толщины стен, которая в действительности составляет шесть метров.

Пластики такого вида, как у других средневековых соборов, у кафедрального собора в Шрейере сравнительно немного. Например, у полуколонны апсиды есть едва заметный рельеф, изображающий рядом друг с другом человека, зверя и змею в окружении деревьев, что, вероятно, подразумевает рай. В основании одной колонны есть изображение виноградной лозы, должно быть, оно указывает на популярное сравнение Христа из Евангелия от Иоанна.

«Самсон побеждает льва». Барельеф на  одной из колонн восточной капеллы.

Цветной камень

Оформление обычно ограничивается орнаментами, использующими стилизованные изображения растений и животных. Даже ворота, излюбленное место у других культовых строений для изображения библейских сцен из Нового Завета, украшены довольно бедно. Их арки производят впечатление только сменой слоев красок. Эта регулярная последовательность разноцветных кирпичей нашла применение и в интерьере собора.

Нижняя церковь чрезвычайно просторная, она занимает все пространство хоров, апсиды и трансепта. Саркофаги королевских могил стоят на своих прежних местах. Наносы земли, под которыми они находились ранее, в 1902 году, были убраны, чтобы освободить место для современной архитектуры.

Это было не первое и не единственное изменение некоторых деталей. Постоянно происходили вмешательства, отчасти вынужденные, как, например, после сильного пожара в XII веке. В середине XIX века собор подвергли основательной реставрации, западная сторона обрела тогда свою нынешнюю форму, кроме того, весь интерьер был расписан историческими картинами. Со временем, однако, картины снова убрали. Кафедральный собор предстает сегодня таким, каким он предположительно был 900 лет назад.

СООБЩЕНИЕ:

Хорошее автомобильное и железнодорожное сообщение по всем направлениям.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Как правило, летом собор открыт ежедневно с 9.00 до 19.00, зимой - с 9.00 до 17.00.

Доступ туристов не разрешается во время богослужения.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Саркофаги императоров.