В стиле мануэлино

Монастырский ансамбль святого Иеронима в БЕЛЕМЕ – 

пример великолепия португальских украшений

Предместье на юго-западе португальской столицы Лиссабона, расположенное на правом берегу устья реки Тежу, называется Белем. Это название произошло от древнееврейского Бетлехем (Вифлеем) и напоминает о месте рождения Иисуса Христа. Действительно, в центре Белема стоит большой монастырь, названный именем церковного отца Иеронима. Он жил в конце IV века, создал авторитетный перевод Библии и провел большую часть своей жизни в историческом Вифлееме, где был настоятелем нескольких монастырей.

История монастыря Иеронима в Лиссабоне ведет свое начало от Генриха Мореплавателя. Он родился в 1394 году и был третьим сыном португальского короля Жуана I. Проявляя ярко выраженный интерес ко всему, что было связано с морем, он усовершенствовал технику навигации и внес новшества в судостроение. По его инициативе было построено несколько каравелл усовершенствованной конструкции. Он искал кратчайший морской пусть в Азию, чтобы обойти арабских посредников, и снарядил ряд экспедиций к берегам северо-западной Африки. Без инициативы Генриха Мореплавателя не состоялась бы и экспедиция Христофора Колумба.

Благодаря усилиям этого человека Португалия стала крупной морской и колониальной державой. Ее владения простирались от Африки до Китая и Южной Америки. Но-вые идеи, приходящие оттуда, наталкивались на традиции, обусловленные периодом исламского господства. Из всего этого в строительной эстетике возник своеобразный стиль, известный в истории искусств как стиль мануэлино, названный по имени короля Эммануэля (Мануила) I, правившего с 1495 по 1521 год.

Контрфорс становится деревом

Стиль мануэлино является разновидностью поздней готики. Контрфорс превращается в деревья без корней. Повсюду встречаются рыбы и кораллы, вьются экзотические растения, выполненные из камня. В розетках находятся изображения морских инструментов: якорей, навигационных приборов, скрученных канатов. Образцы этого стиля встречаются в городах Баталья, Сетубал и Томар. Однако самые знаменитые и роскошные примеры этих чрезвычайно богатых орнаментов представляет монастырь Святого Иеронима в Белеме.

Главный портал монастырской церкви святого Иеронима в Белеме с двумя башнями.

Свое начало он получил от капеллы, в которой моряки собирались на богослужение перед выходом кораблей в море. Вероятно, здесь молился и знаменитый Васко да Гама, прежде чем он отправился в свое успешное путешествие вокруг Африки. В память об этом событии португальский король Эммануэль I распорядился построить здесь соборный комплекс, образцом которого послужил монастырь в Баталье. Строительство было начато М. Фернандесом, продолжено Жуаном ди Каштилью, знаменитейшим архитектором этой эпохи. Полностью комплекс был построен между 1517 и 1551 годами под руководством Жуана ди Каштилью. Центром комплекса служит трехнефовая церковь Санта-Марии. Скульптурные работы внутри церкви выполнил француз Никола Шантерен.

Главный неф церкви Санта-Марии с алтарем.

У гроба Васко да Гамы

Церковь Санта-Марии имеет три нефа; ее длина составляет 92 метра, ширина — 22,6 метра и высота — 25 метров. Восьмиугольные колонны украшены многочисленными рельефами. В поперечном нефе и приделе находятся могилы короля Эммануэля I, его последователей и ближайших родственников; в общей сложности там погребены семь королей, семь к прежде всего оролев и девятнадцать инфантов из Ависской династии, начавшейся с короля Жуана I, отца Генриха Мореплавателя.

Однако в церкви покоятся не только члены королевской семьи. Монастырский комплекс Святого Иеронима в Белеме имеет приблизительно такое же значение, для Португалии, как парижский Пантеон для Франции. Под трибуной церкви Санта-Мария стоят мраморные саркофаги Васко да Гамы и Луиша ди Камоэнса, величайшего поэта Португалии, умершего в 1580 году от чумы. Луиш ди Камоэнс прожил жизнь, полную приключений, любовных афер и драк. Он добрался до Макао в Китае и до Мозамбика в Африке, его великая поэма «Лузиады» была написана во время морского путешествия 1572 года и воспевает открытие Васко да Гамой морского пути в Индию. Тот факт, что знаменитый португальский мореплаватель и его литературный биограф похоронены в одной церкви, свидетельствует некоторой логичности.

Под тяжелыми колоннами, выполненными в стиле мануэлино, в саркофаге покоятся останки Васко да Гамы.

К монастырской церкви, воздвигнутой Жуаном ди Каштилью, примыкает окружная галерея. Она двухуровневая и особенно пышно украшена в стиле мануэлино. Здесь находится каменный колодец, посвященный святому Иерониму. Святой изображен, как обычно, со львом, которому он вынимает из лапы занозу. Это чистая аллегория: лев символизирует нефальсифицированное учение, а заноза — его искажение. Прежде всего, Иероним был ревностным борцом против любых отклонений от догмы, этим он и прославился в веках, хотя в наши дни быть догматиком не всегда удобно.

СООБЩЕНИЕ:

От международного аэропорта Лиссабона. Прямое железнодорожное сообщение из Мадрида и Франции. Автомобильное сообщение из Мадрида и вдоль побережья.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Как правило, со вторника по воскресенье с 10.00 до 17.00. Возможны временные изменения режима работы.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Окружная галерея, построенная в 1517-1522 годах.