В свете барокко

Четырнадцать святых – позднее произведение архитектора Бальтазара Неймана. В интерьере преобладает рококо.

Вначале, как всегда, не обошлось без божественной легенды. Осенью 1445 года франкийский пастух Германн Лейхт гнал свое стадо домой в монастырь ордена цистерцианцев Ланггейм. Вдруг он увидел на поле плачущего ребенка, который, правда, быстро исчез. Через год он встретил его снова, но теперь на груди у ребенка висел красный крест, и его окружали еще 14 детей. Они объяснили пастуху, что являются помощниками в беде, и хотят, чтобы у них была своя капелла.

Через три недели после этого произошло чудесное исцеление одной женщины. Аббатство уступило настоятельным просьбам пастуха и построило небольшую церковь. Сразу же началось паломничество. Паломники приходили изо всех мест: из Тюрингии, Саксонии, Франкии, среди них были и знаменитые люди, в частности живописец Альбрехт Дюрер.

Капелла неоднократно сгорала дотла, и каждый раз ее отстраивали заново, делая еще больше роскошной. Наконец, в 1735 году молодой и честолюбивый аббат Штефан Мезингер предложил построить Божий храм, в котором мог бы разместиться большой поток паломников. Он поручил разработку проекта протестанту, архитектору Готфриду Генриху Кроне из Веймара. Проект встретил сопротивление со стороны Бамбергского епископа. Мезингер содействовал привлечению к участию в проекте и Бальтазара Нейманна.

Постоянные новые конфликты

Нейманн был одним из самых гениальных архитекторов верхненемецкого барокко. Родившийся в Богемии, он изучал литье и стал артиллерийским инженером; полученные при этом математические знания и знания статики хорошо помогли ему в архитектурном деле. В 1719 году он возглавил епископское строительство в Вюрцбурге и следил за работами, которые проводились в тогдашней резиденции — одном из самых грандиозных дворцовых сооружений европейского барокко. Церковь Четырнадцати святых стала одним из его более поздних произведений.

Стоящий перед наружным фасадом церкви, выполненном в стиле барокко, восхищается, прежде всего двумя великолепными башнями.

С таким количеством конфликтов и проблем он не сталкивался при строительстве ни одного архитектурного сооружения. В апреле 1741 года был заложен первый камень, строители пришли из расположенного поблизости Штаффельштейна. Были возведены первые стены, используемый при этом желтый песчаник добывался также недалеко.

Через девять месяцев Нейманн решил проверить ход строительства и обнаружил, что осуществлению его проекта создаются многочисленные помехи. Он подал жалобу княжескому епископу, который распорядился убрать все лютеранские элементы и построить добротную католическую церковь. Кроне был уволен.

Бальтазар Нейманн энергично взялся за осуществление проекта и попытался модифицировать существующие наработки Крона в соответствии с собственными планами. Он продолжал заниматься строительством церкви до самой смерти в 1753 году. Строительство было закончено гораздо позже, в 1772 году, однако отделочные работы продолжались еще приблизительно до 1775 года.

Церковь Четырнадцати святых представляет собой удачный синтез базилики и сводчатых строений в стиле барокко. Пронизанный светом интерьер с его хорами напоминает праздничный зал. Центр образует Алтарь милости в главной ротонде с четырьмя колоннами, создающими овал. К нему примыкают два овала меньшего размера. Это было гениальное решение Нейманна использовать горизонтальные проекции Кроне.

Если смотреть со стороны органа, внимание привлекает не только главный алтарь,  но и отдельно стоящий Алтарь милости.

Воспоминания  о помощниках в беде

Снаружи церковь Четырнадцати святых предстает как впечатляющее строение в стиле барокко с видимой монументальной передней частью с двумя башнями. Интерьер выполнен в стиле рококо — элегантном стиле середины XVIII века, непосредственно предшествующем классицизму. Оформление интерьера взял на себя придворный художник курфюрста Джузеппе Аппиани из Майнца, им же написаны фрески и картины для алтаря, лепные работы выполнил Михаэль Фейхтмайр, создатель Алтаря милости. Четырнадцать помощников в беде сгруппированы как пластичные фигуры на нескольких этажах вокруг Алтаря милости.

В паломнической церкви кафедра представляет собой особенно важный элемент, полностью выдержанный в стиле рококо.

После окончания строительства церкви неоднократно пришлось страдать из-за ударов молнии или прорывов воды, копоть свечей загрязняла штукатурку. Только в конце XX века были произведены комплексные реставрационные работы, которые вернули церкви ее первоначальный облик.

СООБЩЕНИЕ:

Из Бамберга на машине по автобану до храма Четырнадцати святых около Лихтенфельса.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Храм открыт, как правило, ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме первой половины дня в воскресенье.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Паломничество и процессии в мае и сентябре. Интересно также посетить Весте Кобург, расположенный в 20 км на север.