В церкви с гентским алтарем

Алтарь со створками был пожертвован кафедральному собору святого Бавона в ГЕНТЕ одним патрицием

Какое впечатление на людей оказывают силуэты башен этого города, когда их «корабль» входит в «Манхэттен Средневековья»? Властно и величественно возвышаются они над Гентом, окруженные колокольным звоном. Ни в одном другом городе Бельгии нет такого количества .памятников, находящихся под охраной государства. Там сохранилось около 400 церквей, мостов и жилых домов давно ушедших времен.

На площади Синт-Бафсплейн друг другу противостоят светская и церковная власть, потому что напротив 95-метрового Белфрида находится 89-метровая башня кафедрального собора. Особенно вечером кажется, что освещенный фасад собора Святого Бавона устремлен в небо, хотя его происхождение, как и происхождение большинства соборов, довольно скромное.

Вид с Белфрида через площадь Марктплатц на западную башню собора святого Бавона

Иоанну Крестителю и двум христианским святым — Ведастусу и Бавону — посвящена маленькая церковь, в X веке стоявшая недалеко от нынешнего кафедрального собора. В середине XI века она была заменена строением в романском стиле в форме креста, от которого сохранились только части впечатляющей крипты.

В конце XIII века, когда из-за ветхости были разобраны боковые нефы, наступило время строительства готического собора, которое было закончено в 1569 году. Император Карл V, родившийся в Ренте, тоже торопил с завершением строительства величественной церкви. В 1561 году было создано Гентское епископство, а церковь Святого Бавона получила статус кафедрального собора.

Элегантность западной башни

Как и многие голландские церкви, иконоборцы не пощадили и самый главный Божий храм Рента, разрушив наряду с уникальными произведениями искусства ценные окна с витражами.

В XIX веке снесли вплотную подступившие к собору строения, чтобы можно было лучше видеть благородство его наружной архитектуры и элегантность западной башни. Винтовая лестница с 444 ступеньками ведет на балюстраду, с которой открывается вид на море городских красных крыш и ландшафт реки Шельды.

Вид  на центральный вход собора святого Бавона.

Если входишь в собор через центральный вход, то поражаешься его размерам. Длина собора составляет 112 метров, ширина — 43 метра, а высота — 33 метра. Это одна из самых больших церквей Бельгии. Удивительное впечатление оставляет, прежде всего, диссонанс между хорами в стиле поздней готики из голубого тесового камня и красочным продольным нефом из обожженного кирпича и песчаника. Хоры являются самой драгоценной частью церкви и представляют собой удачное сочетание между французской готикой и фламандским барокко.

Щедрые дары

В среднем нефе превалирует кафедра из белого итальянского мрамора и датского дуба, созданная в 1745 году гентским скульптором Лорентом Дельво. Мраморный барельеф на обратной стороне напоминает о епископе Тристе, пожертвовавшем деньги на изготовление кафедры. Этот церковный деятель своими богатыми дарами в значительной степени содействовал украшению храма.

Память о нем сохраняется в драгоценном мраморном надгробье в итальянско-фламандском стиле Ренессанса, установленном рядом с главным алтарем. Осмотр 25 капелл с шедеврами нидерландской живописи и скульптуры будет настоящим подарком любителям истории искусств. Орган в стиле барокко, стройный и элегантный, известный своим необыкновенным звучанием, возвышается в северном трансепте.

Гентский алтарь подарил городу богатый патриций. Это одно из знаменитейших произведений живописи в Европе, написанное братьями ван Эйк в 1432 году. Этот алтарь-складень имеет такое богатое прошлое, что его история читается как детективный роман. Неоднократно его спасали в последнюю минуту и от иконоборцев, и от пожаров, но все же он был захвачен кальвинистами. При испанском полководце Александре Фарнезе он был «отвоеван» и водружен на место.

Наполеон Бонапарт перевез отдельные элементы алтаря в Париж, некоторые части временно украшали прусский королевский двор, фрагменты этого шедевра находились во владении Брюссельского музея. Только в 1920 году алтарь удалось собрать полностью; из-за скандальной кражи из церкви в 1934 году одну створку пришлось заменить копией. К счастью, во время обеих мировых войн алтарь был своевременно надежно укрыт, так что после комплексной реставрации «сверхценная живопись» (Альбрехт Дюрер) продолжает восхищать людей.

Сильные характеры

Гентский алтарь представляет собой алтарь в виде складня с неподвижной средней частью и двумя подвижными створками. На средней части изображено поклонение волхвов, над ними восседает Бог Отец, Дева Мария и Иоанн Креститель. С обеих сторон видны музицирующие девы, Адам и Ева, оба обнаженные и выполненные настолько реалистично, что Иосиф II Австрийский распорядился отправить их на чердак.

Чрезвычайно живо изображены все сцены, а светящиеся краски создают впечатление, что картины написаны только вчера. Часами можно стоять перед этим алтарем, отображающим средневековый мир с ландшафтами, цветами и необычайно выразительными лицами. То, что это художественное произведение защищено пуленепробиваемым стеклом, совсем не мешает, потому что алтарь нужно сохранить для будущих поколений.

Алтарь Гентского собора, написанный Яном ван Эйком в сотрудничестве с Хубертом ван Эйком; работа была закончена в 1432 году.

Наверху: Иоанн Креститель, Бог Отец и Дева Мария; поклонение волхвов.

СООБЩЕНИЕ:

В Гент можно доехать по автобанам со всех направлений; имеется хорошее железнодорожное сообщение через Антверпен и Брюссель.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

С апреля по октябрь собор открыт ежедневно с 8.30 до 18.00, с ноября по март - с 8.30 до 17.00. В период проведения ярмарок собор закрыт. Возможны краткосрочные изменения режима работы.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ;

Кафедра, относящаяся к 1745 году.