Великолепие Тосканы

Соборная церковь Санта Мария Ассунта в СИЕНЕ является шедевром Пизано

Действие последней оперы поэта и композитора Рихарда Вагнера «Парсифаль» происходит главным образом в крепости, где хранится Святой Грааль, чаша с кровью Христа. В своих режиссерских указаниях Вагнер делает ссылку на реальное здание, не являющееся крепостью и не находящееся на кельтско-германской территории, — речь идет о соборной церкви Саята-Мария Ассунта в тосканской Сиене. Композитор был в ней во время одной из своих поездок по Италии, и интерьер церкви произвел на него большое впечатление.

В действительности это одно из красивейших культовых строений на Апеннинском полуострове, далеко не бедном шедеврами архитектуры. Как и другие церкви, планировавшиеся честолюбиво и с размахом, до наших времен она дошла фрагментарно. Однако эта незавершенность делает ее одновременно привлекательной. Ее характеризует удивительная эстетика, граничащая с расточительной роскошью материалов и деталей, и фрагментарность воспринимается как искусное намерение.

Собор величественно властвует над старой частью города Сиена. Издалека видна

Четырехугольная башня высотой 102 метра.

Впечатление изобилия возникает еще и потому, что соборная церковь не является отдельным архитектурным строением — она своего рода центр ансамбля из четырех связанных друг с другом зданий. Непосредственно за нефом начинается Новая соборная церковь, строительство которой также не было завершено. В настоящее время в ней разместился музей.

Перед соборной церковью открывается площадь, названная именем работавшего здесь художника Якопо делла Кверча. На северной стороне церкви стоит дворец архиепископа, а напротив фасада — больница, Санта-Мария делла Скала. Перед входом в церковь расположена небольшая площадь Сан-Джованни с готическим баптистерием.

На самом высоком холме

Соборная церковь Санта-Мария Ассунта расположена на самой высокой точке Сиены. Сам город — вероятно, бывшая военная колония Цезаря — уже в IV веке стал резиденцией епископа. Независимое республиканское правление способствовало процветанию Сиены, в частности созданию крупных банков, существование которых обязано наличию серебряных рудников в Монтьери. Из двух университетов, находящихся в Сиене, самый старый был основан еще в 1240 году. Древняя часть Сиены считается самой красивой во всей Тоскане.

Вид на средний неф с мраморными колоннами и мозаикой.

Соборная церковь Санта-Мария Ассунта является архитектурным строением в стиле итальянской готики, заметно отличающейся от французской готики: стены без разрывов, линии не устремляются к небу, однако присутствуют многочисленные обращения к античным формам. Удивительно смотрятся используемые строительные материалы. Для фасада выбран разноцветный мрамор с чередованием полосок: красный, черный и белый.

Это одно из лучших произведений Джованни Пизано, который, так же как и его отец Никколо, считается великим архитектором XIII—XIV веков. Он был современником Чимабуэ и Джотто, художников, на которых в изобразительном искусстве кончается средневековая готика и начинается Ренессанс. Подобное смешение стилей характерно и для архитектуры Пизано. Колокольня, выполненная в квадратной горизонтальной проекции, украшена светло-темной инкрустацией. Чем выше поднимаешься, тем больше становится аркад, что придает строению еще большую элегантность.

Инкрустация на полу

Полихромия продолжается и внутри собора чередованием черного и белого цвета на стенах. На полу в виде инкрустаций представлено 56 изображений античных и библейских сцен. Работа над ними продолжалась почти двести лет.

По своему проекту Санта-Мария Ассунта является собором с тремя нефами и с тройным трансептом. Горизонтальная проекция представлена в обычной форме креста. Средокрестие находится под объемным куполом, и создается впечатление, что именно оно является основой строения. Именно здесь, в средокрестии, в свете, струящемся из-под купола, Вагнер представил себе место святого Грааля. Предшественником аналогичных конструкций был, вероятно, древнеримский Пантеон, имитация которого подчеркивает обращение к ранней античности, именно к ней, поскольку архитектурные работы Брунеллески и Микеланджело появились позднее.

Наружные работы в соборе Санта-Мария Ассунта были завершены приблизительно к 1264 году. Через 80 лет было принято решение о расширении собора, чтобы сделать его самой большой церковью Италии. Работы уже начались, однако в 1348 году разразилась эпидемия чумы, которая и поставила крест на строительстве. Собор представлен фрагментарно, однако его значимость от этого не пострадала.

СООБЩЕНИЕ:

Через Флоренцию, а затем по государственной железной дороге или на машине из Флоренции по автобану 83 2 приблизительно 60 км на юг.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Как правило, открыта ежедневно с 9.00 до 19.00, в зимнее время - до 18.00.

РЕКОМЕНДОВАНО К .ОСМОТРУ:

Базарная площадь, где в июле проходят знаменитые конные игры «Раlio dеllе Соntrade».