Вершина готики

У кафедрального собора во ФРЕЙБУРГЕ самая красивая церковная башня в Германии

У Фрейбурга-им-Брейсгау очень изменчивая судьба. Город, расположенный в треугольнике стран Франции, Германии и Швейцарии, каким-то образом связан со всеми этими регионами, в том числе и в культурном отношении, причем Швейцария причисляет сюда еще и Австрию Габсбургов.

Географически город лежит между южным Шварцвальдом и Кайзерштулем, экономически он участвует в обоих регионах, что объясняет его благосостояние и архитектурную привлекательность.

Фрейбург был основан давно вымершим знатным родом Церингеров. Они начали строить кафедральный собор в 1200 году, чтобы он служил им в качестве усыпальницы. Со времени основания в романском стиле сохранились некоторые части: средокрестие, поперечное крыло строения и нижние этажи так называемых петушиных башен. Вполне очевидно, что в качестве архитектурного примера служил кафедральный собор соседнего города Базеля.

В строительных работах наблюдался закат романского стиля. Пришедшая ему на смену готика очень скоро завоевала успех в Фрейбурге хотя бы из-за близости к Франции — родине нового стиля. Новый архитектор, имя которого нам неизвестно, действовал при строительстве продольного нефа в той же манере, и его личный почерк можно узнать по размерам окон и по капителям. При этом проявляется еще один образец для подражания — кафедральный собор в другом соседнем городе Страсбурге, откуда пришел архитектор.

Вид кафедрального собора со стороны хоров. Вид на продольный неф и башню. Площадь перед церковью - излюбленное место встреч.

Стройка длиною в 300 лет

Башня была его самым главным творением. Он задумал фасад не с двумя башнями, а с одной-единственной: подобное решение наблюдается у меньших по размеру романских церквей в этом регионе. Таким образом, была построена, несомненно, самая красивая церковная башня в Германии. Ее покрывает искусно сделанная крыша, состоящая из восьми ребер, между которыми натянут ажурный каменный орнамент.

Массивная кирпичная кладка отсутствует, острие башни кажется филигранным и очень прочным, постепенно теряющимся в вышине и трансцендентности — это совершенное творение в духе готики.

Совершенным творением в духе готики предстает острие башни кафедрального собора.

Имя следующего архитектора известно, его звали Иоганнес из Гмюнды. Он выходец из мастерской знаменитой семьи архитекторов Парлеров, которая оставила заметный след как в Кёльне, так и в Праге. Иоганнес начал с работ в хорах. Это было в 1354 году. Через семнадцать лет появился еще один архитектор, Ханс Низенбергер из Граца. Строительство хоров было завершено в 1513 году, в его решении преобладала поздняя готика. Собор, наконец, был освящен. Таким образом, он строился 300 лет.

Божий храм имеет необычные размеры: его длина составляет 125 метров, ширина — 30 метров, высота продольного нефа — 27 метров. Это размеры, характерные для аналогичных церквей в Базеле и Страсбурге, но там — кафедральные соборы, а собор во Фрейбурге до 1821 года считался городской пасторской церковью и только позднее стал резиденцией епископа.

Статуя святого Андреаса украшает одну колонну в продольном нефе.

Алтарь Ханса Бальдунга, прозванного Грином

Используемый при строительстве кирпич имеет такой же красный оттенок, как в страсбургском кафедральном соборе. В храме чрезвычайно много известных художественных произведений, как в интерьере, так и снаружи, начиная с богатого скульптурного убранства западного портала, где перед взглядами верующих предстает вся история Иисуса Христа — от рождения до страданий на Кресте и Страшного суда.

Главный алтарь, написанный Хансом Бальдунгом Грином, является самым знаменитым произведением искусства внутреннего интерьера.

 Знамениты две статуи, расположенные в интерьере по обеим сторонам вестибюля, — это статуи «разумных» и «неразумных» дев. Их история восходит к Евангелию от Матфея. Пять «неразумных» дев держат пустые лампы опущенными вниз, а «разумные» девы — полными и вверх; под «неразумными» девами виден силуэт синагоги — указание на то, что уже в Средние века в Европе наблюдалось враждебное отношение к евреям.

В убранстве интерьера выделяются цветные окна, но, прежде всего, венец капелл хоров и главный алтарь работы родившегося в 1484 году Ханса Бальдунга, прозванного Грином. Он происходил из области верхнего Рейна, был учеником Альбрехта Дюрера и получил гражданство Страсбурга. Алтарь в Фрейбурге, представляющий коронацию Девы Марии, считается одной из его выдающихся работ. Любовь Ханса Бальдунга к зеленым тонам, просматривающаяся даже здесь, стала поводом для его прозвища: Грин.

СООБЩЕНИЕ:

От международного аэропорта в Базеле (приблизительно 60 км) легко доехать по автобану в долине Рейна. Удобное железнодорожное сообщение.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

До особых распоряжений собор открыт ежедневно с 9.00 до 18.00. Доступ туристов не разрешается во время богослужения.

РЕКОМЕНДОВАНО К .ОСМОТРУ:

Площадь Мариенплатц с ратушей.