Видение Антонио Гауди

Ла Саграда Фамилия, церковь святого семейства – вечная постройка БАРСЕЛОНЫ

Антонио Гауди-и-Корнет родился в 1852 году в небольшом городке Реусе недалеко от Таррагоны. Учился он в каталонской столице Барселоне, где по окончании учебы работал архитектором и прожил, почти безвыездно, до трагической гибели в 1926 году. Первым серьезным заказом, который ему предстояло выполнить, было строительство жилых домов «Мила» и «Батльо». Сначала идеи Гауди заинтересовали, а затем привели в восторг промышленника Э. Гюэля, который впоследствии неоднократно заказывал перспективному архитектору экстравагантные проекты в стиле популярного в то время модернизма.

Прорыв архитектуры

Эстетический принцип, перед которым преклонялся Антонио Гауди, был так называемый «югендстиль» (немецкое название стиля «модерн»). Назначение этого стиля, возникшего в Великобритании и вскоре распространившегося на всем континенте, заключалось в следующем: завершить эклектический историзм позднего XIX века и заменить его рациональным, унифицированным языком форм. Новый стиль, в котором охотно использовались живые линии, быстро завоевал живопись и прикладное искусство Каталонии, чему немало способствовали работы Антонио Гауди. Городской дворец и парк Гуэль, как и другие проекты в Барселоне, передавали его собственную интерпретацию «югендстиля», для которого характерно умелое использование природных условий участка и необычная объемно-пространственная композиция зданий.

Строительство церкви Ла Саграда Фамилия началось в 1884 году. Первоначально было задумано возвести здание в готическом стиле, какие сотнями строились в конце XIX века. Когда к делу приступил Антонио Гауди, он отклонил прежние проекты и предложил возвести храм, который по размерам и претензиям соответствовал бы соборам Х1У-ХУ веков.

C начала строительства в 1884 году и до сегодняшнего дня Ла Саграда Фамилия  остается вечной стройкой.

Отличительная черта церкви Ла Саграда Фамилия — сочетание готики с «югендстилем». Горизонтальная проекция представляет собой базилику с пятью нефами, единым поперечным нефом и апсидой. Поскольку продольный неф получился довольно коротким, пришлось делать различные надстройки, и в результате он стал похож скорее на главное строение, о чем, в частности, свидетельствует купол высотой 160 метров. Композицию храма в первую очередь определяют башни. Восемь из них высотой 115 метров были завершены, четыре, в восточной стороне, оформляют так называемый Рождественский фасад.

Пестрая мозаика украшает шпили уникальных колоколен.

Винтовая лестница в одной из башен.

Их очертания похожи на колокольни поздней готики, однако при ближайшем рассмотрении видно, что между цоколем и крышей нет никаких границ; кроме того, в контурах крыш намечен небольшой изгиб.

В общей сложности планировалось возвести двенадцать остроконечных башен — по числу апостолов. Готические надстройки щедро украшены деталями, которые соответствуют формальному языку «югендстиля».

Без углов и краев

Западный фасад собора заметно отличается от восточного. Готические стрельчатые своды над круглыми окнами здесь сделались более плоскими и взлетели ввысь. Еще при строительстве дворца Гуэль Гауди показал себя противником прямых линий и острых углов, он избегал их, где только возможно. К слову сказать, проекты австрийского архитектора Фриденсрейха Хундертвассера, который следовал аналогичным принципам, заметно отстают от революционного модернизма Гауди.

Восточный фасад с Рождественским порталом.

Что же касается статики, которая в готике характеризуется арочными контрфорсами, то Гауди изобрел совершенно новую технику распределения нагрузки. Он наглядно продемонстрировал ее при помощи веревок и мешков с песком на специально построенной модели. Кроме того, он придавал большое значение тому, чтобы работы велись в основном вручную, как при строительстве средневековых зданий. Это в значительной степени удорожало проект и замедляло его реализацию. Гауди занимался строительством храма 42 года. Когда в 1926 году он трагически погиб, не была завершена даже половина проекта. В наши дни работа продолжается, однако на смену преимущественно ручному труду пришли управляемые машины. С одной стороны, это отражается на ходе строительства, но, с другой — противоречит замыслам архитектора. Внутри церкви Ла Саграда Фамилия имеется алтарь, а под ним крипта, в которой был похоронен Антонио Гауди-и-Корнет.

СООБЩЕНИЕ:

От  международного аэропорта Эль-Прат, расположенного в 12 км от города.

РЕЖИМ  РАБОТЫ:

С сентября по март, как правило, с 9.00 до 18.00, с апреля по август - с 9.00 до 20.00.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Филигранный западный фасад со сценами Рождества Христова. Вид с колокольни на Барселону в пестрой мозаике башен,