Вторая родина Вита Стоша

Художник изготовил свой знаменитый алтарь для костела Девы Марии в Кракове

Скульптор, резчик по дереву, живописец и медник Вит Стош прожил бурную жизнь. Он родился около 1445 года на юге Германии. В Нюрнберге,где он работал долгое время, будучи немцем по происхождению, его посадили в долговую тюрьму и публично клеймили: ткнули в лицо раскаленным докрасна металлом. Примерно в 1477 году он прибыл в Краков, где взялся за украшения главного алтаря Мариацкой церкви. Тогда он и получил свое польское имя: Вит Стош (до этого был Фейт Штосе).

Его переезд в Краков не был случаен. Нюрнберг, по тому времени один из самых развитых городов Европы, поддерживал тесные связи с процветающим городом на Висле, который к тому же с 1430 года был членом Ганзы.

Башни разной высоты

Мариацкая церковь, или костел Девы Марии, после кафедрального собора на Вавеле — самое значительное культовое сооружение города. Она представляет собой трехнефную базилику, в которой вместо трансепта сделаны длинные хоры, упирающиеся в апсиду с алтарем Вита Стоша. Хор и апсида почти той же длины, что центральный неф и вестибюль, вместе взятые.

Отличающиеся друг от друга киверами, башни костела Девы Марии также отличаются и по высоте. Рыночная площадь перед порталом - нечто вроде парадной залы для каждого жителя Кракова.

Башни отличаются по высоте из-за разных киверов. С той, что повыше, завершенной ажурной готической композицией, каждый час раздается громкий сигнал, но не ко­локольный звон, как в других церквах, а глас трубы, который неожиданно прерывается, не окончив музыкальную фразу. Эта мелодия, известная как «марциацкий хейнал», напоминает о трубаче, которого при осаде города татарами настигла вражеская стрела, — как раз в тот момент, когда он исполнял очередной такт.

И по сей день, трубач заменяет ежечасные удары курантов.

Внутреннее помещение Мариацкого костела впечатляет своей красочностью. Он глубокого синего цвета с золотыми звездами, и это достойный фон для многочастного ал­таря Вита Стоша, прославляющего Деву Марию. Размеры его невероятны: 13 раз по 11 метров, а центральные фигуры достигают почти трехметровой высоты. Материалом, как это принято при выполнении разных алтарей, послужила липа.

Знаменитое произведение искусства - алтарь работы Вита Стоша.

Средняя часть алтаря повествует о смерти Марии. На пластинах боковых створ — сцены из жизни Богоматери и Ее сына Иисуса. В верхней части алтаря представлено их коронование. Все это преисполнено такого волнующего чувства, что ставит Мариацкий алтарь в один ряд с Изенгеймским алтарем Маттиаса Грюневальда и Виблингерским алтарем Тильмана Рименшнейдера; все три — произведения изобразительного искусства высочайшего ранга в землях к северу от Альп.

У алтаря есть и дальнейшая, более поздняя история. Как величайшее национальное достояние, в начале Второй мировой войны поляки упаковали его и спрятали близ Сандомира. Затем нацисты перевезли его из Сандомира в Нюрнберг, где когда-то и жил Вит Стош. После разграбления Нюрнберга американскими войсками кто-то случайно наткнулся на заваленный мусором алтарь. Его капитально отреставрировали и в 1957 году водрузили на прежнее место.

Рыночная площадь как произведение искусства

В Мариацком костеле есть еще одна работа Вита Стоша — металлическое распятие, вделанное в барочный мраморный алтарь Святого Причастия, создателем которого был итальянец Ян Марио Падовано. Настенные росписи в соборе спроектировал Ян Матейко, уроженец Кракова, видный представитель польского национального романтизма. Он умер в 1893 году. Выполнить роспись надлежало его ученикам.

Будет, однако, несправедливо, если, говоря о Мариацком костеле в Кракове, не упомянуть само место, где он стоит, — Базарную или Рыночную площадь. Это одна из самых просторных городских площадей Европы, со всех сторон окаймленная необычными фасадами, среди которых особенно приметны крытые галереи «Сукеннице». На площади всегда полно туристов, праздных гуляк и вездесущих голубей. Нигде, за исключением площади Святого Марка в Венеции, нет такого количества птиц, сколько кружится здесь.

СООБЩЕНИЕ:

От международного аэропорта вблизи города.

Железнодорожное сообщение из Варшавы, а также через Катовице и Вроцлав.

Автодорожное сообщение с Западной Европой через Вроцлав-Катовице.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Как правило, ежедневно с 8.00 до 20.00; во время мессы собор для туристов закрыт.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Створчатый алтарь с библейскими сюжетами работы Вита Стоша.