Высоко над Влтавой

Кафедральный собор Святого Вита в Праге — щедевр зодчего Петера Парлержа и символ города 

Едва ли кто-то знает, что в глубоком Средневековье Прага была самым большим после Парижа городом Европы. Из незначительного поселения бойи и при постоянном притоке славян, евреев и немцев город быстро развивался и к X веку стал местом сосредоточения громадной власти, о чем свидетельствует Пражский Град, представительный ансамбль над Влтавой с епископским собором Святого Вита.

Восточный фасад кафедрального собора представляет искусство филигранной работы по камню

Понадобилось 600 лет, прежде чем собор обрел свой современный облик. Естественно, были предварительные постройки. Первоначально в  X веке на этом месте стоял храм-ротонда. Затем — романская базилика, освященная в 1096 году. Когда в 1344 году в Праге было учреждено архиепископство, встал вопрос о новом строении.

Строительные работы курировал сам император Карл IV из династии Люксембургов — он сделал Прагу своей резиденцией и основал здесь университет.

Первым архиепископом был некий Матье из Арраса, приглашенный из Авиньона. Он и его преемник Петер Парлерж придали зданию собора его характерный облик.

Петер Парлерж родился в известной семье художников позднего Средневековья. Его отец работал в качестве соборного зодчего в Кёльне, а его сыновья Вацлав и Ян продолжили его дело в Праге.

Рейнское происхождение

Архитектурными образцами для создания собора Святого Вита служили классические готические соборы Южной Франции. Однако Петер Парлерж несколько нарушил их строго нормированный язык архитектурных форм, отмел «доктринерскую готику», модифицировал ее, что привело к решениям, близким к стилю барокко. Кроме того, он принял во внимание и изобразительные элементы английской готики, использовав, например, в резьбе орнамент «рыбий пузырь». Петр Парлерж отказался от стандартного крестообразного ребристого свода, применив фигуры треугольников, разрезающих друг друга наподобие ножниц.

Несмотря на громадную высоту, главный неф нисколько не действует угнетающе -проникающий свет придает колоннам легкость.

 

В капелле Святого Вацлава стоит его скульптура. Рядом фрески с изображением его жития.

Наружная сторона строения однозначно свидетельствует о рейнском происхождении Парлержа: распорки хоров созданы по образцу Кёльнского собора. Замечательным творением мастера в соборе Святого Вита является капелла Святого Вацлава, освященная в 1367 году. Капелла названа в честь средневекового правителя, принесшего христианство в Богемию и трагически погибшего от руки своего младшего брата; он был похоронен в соборе Святого Вита, в вышеозначенной капелле.

Петер Парлерж украсил помещение сетчатым сводом с мелкими ячейками и тщательно отделанными порталами. Впервые в европейской архитектуре он применил для ризницы навесной свод.

Изобретением Парлержа является и Южная башня. Вопреки обычаю строить парные башни на западном фасаде кафедрального собора, эта сторона собора Святого Вита, обращена к городу, на юг.

Галерея голов

Для истории искусств большое значение имеет галерея, где в трифории, проходе под окнами, выставлены бюсты современников императора Карла IV. В камне запечатлены образы членов Люксембургского рода, архиепископов, руководителей строительства, а также самого Петера Парлержа и Матье из Арраса. Это отнюдь не стилизованные, идеализированные изображения, а реалистичные портреты. Петер Парлерж — это человек с коротко подстриженной бородой, высоким лбом и зачесанными назад волосами. Его взгляд кажется решительным, но в то же время меланхоличным.

Архитектором собора является Петер Палерж, бюст которого можно увидеть на галерее.

Петер Парлерж умер в 1399 году. После его смерти темпы строительных работ значительно замедлились. Были возведены второй и третий этажи, явно отмеченные влиянием поздней готики. Следующие мастера

Бонифаций Вольмут и Ганс из Тироля привнесли элементы Ренессанса. Была, наконец, закончена и Южная башня. На этом строительные работы были на время прекращены.

Если не принимать во внимание ряд попыток, предпринятых в XVIII веке, строительство возобновилось лишь в 1842 году. Совершенно очевидно, что на сей раз образцом послужил собор в Кёльне, родном городе великого Петера Парлержа. В облике собора Святого Вита просматривается тесная связь с национальной романтикой.

Освящение 1929 года

Для Чехии, которая со второй половины XII века входила в состав Священной Римской империи, очень много значило развитие политического самосознания. И то, что строительство продолжили мастера немецкого происхождения Андреас Краннер и Йозеф Моккер, не лишено пикантности. Именно при них продольный неф приобрел свой се-годняший облик.

Кроме капеллы Святого Вацлава, собор украшают построенный в 1493 году Бенедиктом Ридом ораториум Владислава и органные хоры работы художника Себастьяна Серлио.

В соборе имеются настенные росписи, статуи и алтари — творения мастеров со всей Европы, а также Габсбургский мавзолей и Фельдмаршальская могила.

Йозеф Эммануил Фишер фон Эрлах создал надгробный памятник святому Ивану Непомуку, пражскому мученику и популярному святому. При жизни он был церковным клириком, по приказу короля его сбросили в воды Влатвы, затем тело выловили и погребли в соборе Святого Вита, а в 1729 году Иван Непомук был канонизирован.

Перед собором Святого Вита постоянно толпятся туристы. Но стоит им войти в храм, как они теряются между пилонами и ограждениями, в боковых нефах и перед алтарями, в мерцающем мраке величественного строения, которое и по сей день над каждым одерживает победу.

СООБЩЕНИЕ:

От международного аэропорта на окраине Праги. Железнодорожное сообщение из соседних стран.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Как правило, собор открыт ежедневно с 9.00 до 19.00, с ноября по март -до 16.00. Закрыт для посещения во время проведения ярмарок.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Злата уличка Пражского Града рядом о собором, старый квартал ремесленников.