Знак лотарингского креста

Башня кафедрального собора в Солбери – самая высокая в Англии

У большинства английских соборов Средневековья башня является вертикальным завершением горизонтального перекрытия. Как правило, с четырех сторон она обнесена маленькими готическими киверами. Таковы соборы в Вестминстере, Кентербери, Йорке. Собор в Солсбери отличается от них.

Общий снимок дает возможность представить единый замысел собора с двумя трансептами и высоким строконечным кивером башни.

Здесь всего одна башня. Своей высотой и огромным, устремленным вверх кивером она напоминает готические соборы, хорошо знакомые по Шартру или Страсбургу. Остроконечная башня производит впечатление указующего перста, направленного к небесам, туда, где Господь Бог и где нас ожидает спасение.

Башня в Солсбери появилась на 100 лет позже, чем было построено само здание собора. Своими 123 метрами высоты храм превзошел все подобные сооружения и сегодня яв­ляется самым высоким на острове. На строительство его ушло всего лишь 38 лет, что для Средневековья составляет невероятно короткий срок. В результате этого, а также за отсутствием более поздних вмешательств и дополнений здание отличается стилистическим единством, чего не встретишь практически нигде.

Солсбери находится на юге острова в графстве Уилтшир, к западу от Лондона, между Бристолем и Саутгемптоном. Здесь происходит слияние трех рек — Эйвона, Бурна и Нэддера, поэтому места здесь в основном сырые и болотистые.

Развитие города прошло несколько этапов: сначала здесь был римский военный лагерь, на основе которого выросли саксонские, а потом и норманнские крепостные укрепления, назывались они Олд-Сарум. В XI веке сюда прибыл епископ. Потом, в 1220 году, по непо­нятным причинам город, а с ним и епископство переместились на другое место, где и началось строитель­ство собора. От старого Сарума почти ничего не осталось, если не считать черепков в городском музее. А на месте нового Сарума теперь стоит Солсбери.

Посвящен Деве Марии

Заказчиком нового собора был епископ по имени Осмонд, прямой племянник первого норманнского короля Вильгельма, со своей стороны объявивший его впоследствии свя­тым. Строительным материалом послужил, в числе прочего, камень от собора, оставленного в Олд-Саруме. Новый храм посвятили Деве Марии; и строительство началось с очень пышно декорированной Мариинской капеллы в восточной оконечности продольного нефа.

Вид продольного нефа с колоннадой верхней галереи.

В плане собор представляет собой лотарингский крест с двумя трансептами (поперечными нефами), между которыми размещаются хоры. Оба боковых нефа сравнительно узки и от центрального отделены рядами колонн. Здесь есть роскошный трифорий, а также верхняя галерея с колоннами, которая характерна для готических культовых зданий Франции и Германии; появлением галереи собор обязан зодчему французского происхождения. Архитектурный стиль — та самая англо-норманнская ранняя готика, называемая раннеанглийским стилем.

Восьмигранный зал капитула

В соборе замечательные окна, например в южном боковом нефе; самое красивое расположено прямо рядом с главным алтарем, создателя его звали Габриэль Луар. Есть здесь средневековые надгробия, в том числе Вильгельму Лонгспе, графу Солсберийскому, жившему в XIII веке; граф покоится в усыпальнице из колонн и полуциркульных арок.

В отличие от большинства епископских церквей Англии, в Солсбери собор начинался не как монастырский храм. По соседству с ним никогда не было монастырей. Южный боковой неф замыкает крытая галерея, постепенно переходящая в восьмигранный зал ка­питула (совета из духовных лиц при епископе), который считается самым большим и красивым в Англии.

Каноники (члены капитула) жили вполне светской жизнью. Каждый имел право на земельный участок поблизости от собора, где строил собственный дом; некоторые из этих домиков и сегодня заселены духовными лицами.

Вокруг собора всегда было и остается большое свободное пространство. Словно зеленый ковер, простирается вокруг него влажный луг и позволяет беспрепятственно видеть все прекрасное здание собора целиком. Это столь выразительная, столь впечатляющая панорама, что Джон Констебль, замечательный британский пейзажист, живший на рубеже ХУШ-Х1Х столетий, запечатлел Солсбери на одном из своих полотен.

Особенностью храма является его богатое скульптурное убранство.  На фотографии представлен западный фасад.

Сокровища библиотеки

С восточной стороны крытой галереи находится библиотека. Собрание ее отличается богатством и ценностью, это одетые в переплеты рукописи и иллюстрированные Библии еще англосаксонских времен. В библиотеке Солсбери, среди прочих, есть окончательный, скрепленный печатью вариант Маgnа Сharta, один из трех; два других хранятся в Лондоне.

Маgnа Сharta — Великая хартия вольностей — это грамота, которую в 1215 году подписал под давлением баронов английский король Иоанн (Джон), прозванный Безземельным. Этот документ закреплял отношения между королем и знатью, гарантируя ей широкие свободы, прежде всего в торговле.

Маgnа Сharta, ограничивая права короля, утверждала права и свободы внутри государства. Отныне никто не смел покушаться на жизнь и собст­венность граждан без специального судебного основания. Дополненная более поздними актами, Маgnа Сharta до сих пор является законным правовым документом и составляет основу парламентаризма Великобритании.

СООБЩЕНИЕ:

Солсбери расположен приблизительно в  100 км к юго-западу от Лондона.  Оттуда по автобану или автобусным сообщением.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Как правило,   ежедневно с 7.15 до 18.15. С июня по август: понедельник - суббота - до 20.00. Во время богослужений туристы в собор не допускаются.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

В библиотеке собора -экземпляр Маgnа Сharta (Великой хартии вольностей).