Возрождение Гданьска

Исторический центр был заново создан польскими реставраторами

Вот уже несколько столетий одним из самых приятных занятий жителей приморского города Гданьска являются прогулки в теплый летний день по улице Длуги-Тагр. Роскошные дома знати, кроваво-красные и цвета охры, стоят стройными рядами по обеим сторонам улиц между ратушей и Зелеными воротами. Сувенирные магазинчики торгуют бусами из янтаря и вышивкой. Журчит фонтан Нептуна, а перед высокими окнами Двора Артуса продают землянику. Какие живописные декорации!

Фонтан Нептуна на Длуги-Тарг

В 1945 году это были сплошные развалины. Вместо красивых башенок в стиле барокко и ренессанса из развалин торчали только хорошо сложенные камины и обгоревшие остовы костелов. Никто не мог себе представить, что Гданьск опять предстанет в своей прославленной красе.

История города началась, вероятнее всего, с рыбаков, которые в X веке поселились в районе, где теперь находится Длуги-Тагр. Из деревни в дельте реки Вислы Гданьск (или Данциг), населенный преимущественно немцами, а также поляками, превратился в портовый, торговый город. Судьба его была переменчива, он находился некоторое время под властью немцев, затем под защитой польских королей, пока, наконец, не отошел к Пруссии и оставался немецким до окончания Первой мировой войны. Между двумя мировыми войнами Данциг как вольный город находился в польской таможенной зоне под защитой Лиги Наций, однако был отделен от Германии кусочком Польши.

Здесь началась Вторая мировая война

Первого сентября 1939 года немецкий броненосец «Шлезвиг-Гольштейн» обстрелял с Балтийского моря польские войска, находящиеся перед Данцигом на полуострове, превращенном в крепость. Так началась Вторая мировая война, на протяжении которой ганзейский город временно принадлежал Германии, а после его разрушения в 1945 году отошел к Польше, лишившись почти полностью немецкой части населения, которое бежало или было изгнано.

То, что Длуги-Тарг, как и весь исторический центр города, выглядит так же, как выглядел в период своего расцвета, 200-300 лет тому назад, называют чудом. Но это явилось плодом упорного труда. Руководство страны, которое уважало традиции и хотело сохранить историческое лицо Польши, поддержало реставраторов и ремесленников, которые приступили к воссозданию разрушенного города.

Из 450 000 жителей Гданьска лица немецкого происхождения составляют очень малую часть, однако среди иностранных посетителей немцы стоят на первом месте. Еще в 1980 году, раньше чем в других перешедших под управление Польши немецких землях, в Гданьске возникло антикоммунистическое движение. Теперь и немцы, и поляки были заинтересованы в установлении хороших добрососедских отношений с бывшими военными противниками.

Гданьские ворота

В городе много мест, на которые стоит посмотреть: улица Длуга, Высокие ворота с гербами Гданьска, Польши и Пруссии, а также Триумфальная арка в стиле ренессанса.

Воссозданная в первоначальном виде после Второй мировой войны улица Длуга с живописными домами

Стоит посмотреть и на реставрированное строение городской ратуши с башней высотой в 82 м, с которой открывается замечательный вид на исторический центр города, в том числе и на монументальный костел Девы Марии, в котором могут одновременно находиться 25000 человек.

У бывшего речного порта расположен старый символ Гданьска. Это деревянные ворота с подъемным механизмом, сооруженные в 1444 году. Их подъемное устройство работало с использованием труда заключенных — они должны были приводить в движение ходовое колесо. Старейшая промышленная постройка города — зерновая мельница, возникшая в 1350 году. С 18-ю мельничными колесами, которые в последнее время были заменены турбинами, она работала до 1945 года.

Правая сторона города и ворота с подъемным механизмом, сооруженные в 1444 году на берегу Мотлавы

Самая новейшая достопримечательность — три громадных креста, сваренных из корабельной стали. Они стоят на площади Солидарности перед бывшей верфью имени Ленина и посвящены 28 жертвам, которые были застрелены полицией в декабре 1970 года во время крупной забастовки рабочих верфи.

Прибытие:

Паромное сообщение с Германией и Швецией. Железнодорожное сообщение и польские внутренние авиалинии.

Пребывание:

Хорошие гостиницы среднего класса и несколько отелей класса люкс.

Лучшее время для путешествия:

С весны до осени.

Чаевые:

Основное правило: чем шикарнее гостиница или ресторан, тем выше ожидаемые чаевые. Счета соответственно округляются.

Экскурсии:

Экскурсии на половину дня в Оливский монастырь и Гдыню, на весь день - в Мариен-бург и Эльбинг.