Триумфальный собор русского царя

Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве - символ города Василий Блаженный был московским нищим, юродивым, однако народ его не чурался, ибо Иисус говорил: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». 

Должно быть, юродивый обладал даром предвидения — все, что он говорил, обычно сбывалось. О нем слагались многочисленные легенды, посмотреть на юродивого приезжали даже из других городов. Когда в 1552 году он умер, его с честью похоронили на погосте столичной церкви Святой Троицы. Над его могилой построили часовню.

В 1552 году один из самых знаменитых русских царей Иван IV Грозный одержал крупную военную победу: к Москве было присоединено Казанское ханство. Чтобы ознаменовать ее, он приказал воздвигнуть на Красной площади храм с девятью башнями, поскольку взя­тие Казани произошло на девятый день осады.

На строительстве храма были заняты лучшие мастера под руководством архитекторов Постника и Бармы (некоторые историки утверждают, что это одно лицо). Храму дали название Покровский собор, так как победа над татарами совпала с праздником Покрова Богородицы.

Памятник о многих куполах

Начало строительства пришлось на 1555 год и продолжалось до 1560 года. В 1588 году у храма появился придел Василия Блаженного, и вскоре москвичи стали называть храм именем юродивого.

Храм Василия Блаженного стоит в центре Москвы, древней и новой столицы России. Он замыкает Красную площадь с юга, со стороны Москвы-реки.

Своим красным обожженным кирпичом храм Василия Блаженного знаменит так же, как и разнообразием форм нарядных башенок.

Часто полагают, что свое название Красная площадь получила в советские времена, ведь красный — это символический цвет пролетарской революции. Давайте попытаемся развеять это убеждение. На Руси слово «красный» означало «красивый». Кроме того, название площади можно связать с красным цветом кремлевской стены, которая была построена за­долго до Октябрьской революции.

Своим огромным пространством (75 тысяч квадратных метров) Красная площадь не подавляет храм Василия Блаженного. Уже издалека виден монументальный корпус с обилием куполов. При этом хорошо обозримо их количество: девять, возведенных при Иване IV, и появившаяся позже колокольня.

Девять куполов венчают девять разновысоких церквей, соединенных между собой переходами. Расстановка приделов церквей, примыкающих к главному (центральному), симметрична. Четыре больших — Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Киприана и Иус-тины (позже — Адриана и Наталии), а также Николая Великорецкого — посажены по углам квадрата.

Между ними, также вписанные в квадрат, расположены приделы меньшего размера — Александра Свирского, Григория Армянского, Варлаама Хутынско-го и Трех патриархов Константинопольских. Вне этого правильного восьмиугольника расположен придел Феодосия.

Вид и размеры примыкающих приделов определяются высотой их барабанов. Строительным материалом для стен послужил обожженный кирпич. Купола не имеют гладких поверхностей; они отделаны трехмерным призматическим рельефом, вертикально или наискось идущими полосами и раскрашены так, чтобы цвет и форма каждого купола четко воспринимались издалека, не нарушая общего единства здания. Некоторые купола напоминают исламские тюрбаны. Вероятно, Постник и Барма так и замышляли: известно, что большинство татар, победа над которыми увековечена храмом, исповедуют ислам.

Обозримый со всех сторон

Центральная башня храма Василия Блаженного совсем иная с виду. Самая высокая из всех, она не имеет луковичной формы — это вытянутый в высоту шпиль, отдаленно на­поминающий готический. Такая форма кровли называется «шатер», и она представляет второй тип возможного завершения культового здания в древнерусской архитектуре. Здесь, на Красной площади, центральная башня храма Василия Блаженного перекликается с похожей на нее по форме Спасской башней Московского Кремля, куранты которой исправно отбивают каждый час.

Как и у многих древнерусских церквей, у храма Василия Блаженного, по сути дела, нет главного фасада. Его можно осматривать со всех сторон, причем каждый раз он разный — разного цвета, с разной орнаментикой и строительными деталями. Его свободное располо­жение позволяет полюбоваться великолепием его декоративной отделки.

Вид на деревянный иконостас с ликами святых; в православных церквах иконостас отделяет алтарную часть от общего зала.

Красота этого зрелища снаружи, однако, не сопоставима с внутренними помещениями, которые довольно бедны, но свою архитектурную задачу это здание выполняет с честью. Для ухода в себя, молитвы и покаяния в Москве имеется огромное множество других храмов. Храм Василия Блаженного — великолепный знак триумфа русского царя.

СООБЩЕНИЕ:

От любого аэропорта в Москве. Многочисленные железнодорожные линии из Западной и Центральной Европы. Автотрассы.

РЕЖИМ РАБОТЫ:

Обычно открыт весь день.

РЕКОМЕНДОВАНО К ОСМОТРУ:

Внутренние помещения с множеством переходов.